Художественные промыслы таджиков. Таджикистан — самая высокогорная республика Средней Азии Больше половины ее территории занято горными системами Памира и Алтая. Только 7% площади составляют равнины. Реки текут с северо-востока на юго-запад. Юго-западная часть страны — долинная. В долинах бассейна реки Амударьи, на берегах Вахта, Таирсу, Яхсу, Кызылсу издревле развивалось земледелие и садоводство.
В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. население территории Таджикистана входило в состав высокоразвитых рабовладельческих государств — Бактрии и Согдианы. Бактрия занимала центральную южную и восточную часть, а Согдиана располагалась в бассейне реки Зеравшан.
Выдающиеся культурные достижения собственной художественной школы поставили Бактрию и Согдиану в ряд крупнейших цивилизаций древнего мира.
Златочеканные изделия мастеров Бактрии были известны во многих странах. Насколько хороши были эти произведения ювелирного искусства, мы можем представить себе по предметам (а их более 200), найденным в конце прошлого века в так называемом Амударьинском кладе, который, к великому сожалению, находится теперь в Британском музее, а также по богатейшему кладу из Фуллола, обнаруженному в 1966 году в Афганистане.
Рядом с древнейшими земледельцами, жителями торгово-ремесленных городов, мирно сосуществуя, обитали кочевые племена — «туры с быстрыми конями». Это саки, как они называются в персидских источниках, или скифы — у греков. Скифов греческие историки характеризуют «самыми честными и справедливыми людьми на свете». Кочевые племена вели натуральный обмен с земледельцами, приобретая у них и предметы роскоши. Легендарным царем туранцев был Афрасиаб, в честь которого уже в наше время назвали археологическое городище — остатки древней столицы Согднаиы — Мараканды — предшественницы Самарканда
В дальние страны везли из Согда лазурит. Бактрия имела устойчивые связи с Ираном и греческими городами В изделиях того времени попадаются балтийский янтарь и каури — раковины Индийского океана
Убразы эпоса тех времен до сего дня сохранились в устном творчестве таджиков: герой древности Кават, царь туранцев Афрасиаб.
Три тысячелетия отделяют искусство современных таджиков — прямых потомков согдийцев и бактрийнен от культуры древних земледельцев. Большое место в художественно-образной структуре народного искусства занимают образы Авесты. В опосредованном виде, через определенную символику поразительно стойко, через тысячелетия дошли они до наших дней Анетта «основа», соединение преданий, космогонических представлений, исторических фактов, обычаев и мифологических легенд, сведения по медицине и культам — важнейший источник для изучения культуры ираноязычных народов. Земли Таджикистана — колыбель зороастризма, религии поклонников огня, основные положения которой запечатлены в Авесте. Письменные источники Авесты появились не ранее IV века до н. э. Прочтению и изучению их во второй половине XVIII века посвятил свою жизнь, ставшую подвигом, французский ученый-востоковед Анкетиль Дюперрон.
Как пишет в своем интересном исследовании Е Е Кузьмина, мировоззрение древних таджиков было дуалистическим: свет и мрак, рождение и смерть, холод и зной находились в постоянной борьбе, сменяя друг другим вечном движении. Человек не отделял себя от природы, и в искусстве народа большое место занимает тема перевоплощения человека в зверя, зверя — в природные стихии. При этом часть заменяла целое, и для обозначения птицы достаточно было ее крыла, для обозначения барана — его рогов. На этом принципе парциальной магии возникло первое художественное обобщение — орнамент.
От древнего искусства бактрийцев у таджиков сохранился тип жилища — дома, в интерьерах которого были известные бактрийцам ниши — шкафчики для посуды. Художественные традиции прослеживаются в ювелирном искусстве, изготовлении тканей, в вышивках и керамике. Изображение двугорбого верблюда, называемого и сейчас — бактриан, встречается в искусстве таджиков и не известно другим среднеазиатским народам. Название месяца первой вспашки — этого важнейшего события в жизни землепашца — жамонд, жамондинц, которое приводит в своем календаре Бирунн, совпадает с названием того же месяца — жимаданч у согдийцев.
Много полезных сведений и художественных традиций сохранила память народа с тех древних времен.
В VI—IV веках до н. э. территории Таджикистана подпали под господство Персии, в IV веке они были заняты войсками Александра Македонского, с III века вошли в состав Греко-Бактрийского царства, в котором усилились эллинские художественные традиции. В I веке до н. э. и до IV века н. э. в кушанский период существовал буддизм. В VI веке образовалось раннефеодальное государство — Тюркский каганат.
До VIII века просуществовал прекрасный древний город средневековья — Пенджикент. Его раскопки в настоящее время дают богатейший материал По истории художественной культуры таджиков.
Со второй половины VII века н. э. начинается арабская экспансия в Среднюю Азию. Подчинившись Арабскому Халифату в VIII веке, таджикский народ ощутил на себе строгие запреты ислама. Однако народное искусство вопреки всем установленным канонам пронесло радостное языческое и эллинское искусство через тысячелетия. Орнаменты исламских мечетей, резные колонны IX и X веков из Оббурдона, ниши построек сохранили до нас изображения людей, растительности, птиц и верблюдов, пальметты и солнышки — солярные знаки поклонников огня.
В X веке в рамках государства Саманидов закончился
процесс образования таджикской народности. XVII И XVIII века были периодом феодальной раздробленности
Наибольшего развития достигли в Таджикистане художественные промыслы керамики, изготовление тканей, вышивка, ювелирное дело.
Керамика. Керамика — наиболее древний, сохранивший прекрасные традиции вид народного прикладного искусства.
Основные приемы украшения керамических сосудов сложились еще в XI—XII веках. Наиболее старинный художественный промысел изготовления керамической посуды находится в южном Таджикистане. Причем древнейшим, интереснейшим его видом является изготовление без гончарного круга гумбулакской лепной горной керамики, которой и сегодня занимаются только женщины. Ее центры — Куляб, Егид, Файзабад. Светлые золотистые глиняные сосуды небольшого уютного размера как бы излучают тепло домашнего очага. По желтоватой солнечной поверхности сосудов нанесена красноватым и коричневым ангобом (разведенной глиной) простая асимметричная кистевая свободная роспись, довольно крупная по отношению к размерам сосудов. Легким касанием нарисованы завитки, спирали, лапки, волнистые полоски, цветки. Формы приземистые, округлые, плотные, с лепными носиками, ручками краями. Это кувшинчик — афтоба, сосуд с крышкой — кош- кулок, миски, чаши, блюда. Сегодня в этом промысле работают известные мастерицы — Д. Шоева, X. Зоирова и другие.
Близок этой керамике особой пластичностью и древним характером образов таджикский художественный промысел в Ура-Тюбе. Здесь налажено производство лепных игрушек с росписью — это собаки, козлы и драконы с большими выпуклыми глазами, башнеобразными рогами и крупными ушами, открытой пастью, окрашенной красным цветом. Точки, сделанные палочкой, и полоски красной и синей краски располагаются на побеленной поверхности глины. Образ дракона — призыв дождя — связан с древними поверьями. Известен миф о борьбе героя Кересаспы с драконом для возвращения земле плодородия. Фантастические образы древних сказаний до сего времени живут в игрушках современных мастеров из Ура-Тюбе — М. Кадырова, С. Расулова, X. Мукумова, Г. Халилова. И в этом видятся отголоски «звериного стиля» прошлых эпох.
Позднее сформировались центры поливной, глазурованной керамики. Их изделия отличаются рельефным орнаментом, легкой кистевой росписью, иногда применением штампа. Старинная таджикская керамика XVII! века радует глаз прекрасной яркой подглазурной росписью с изображением пышных фантастических цветов.
Центры поливной керамики — кишлак Чорку в долине реки Исфары, города Каратаг, Ура-Тюбе, Ходжент.
И сегодня здесь, в западных долинах Таджикистана, делают керамику звучную по цвету, красивых сочетаний синего, зеленого и коричневого цветов. Кисть скользит по поверхности сосуда легко и свободно, не стремясь к симметрии и порядку, не следуя строго форме предмета.
Отсюда особая рукотворность и неповторимость каждого сосуда. Преобладает растительный орнамент, он густо ложится по белому черепку. Иногда под живопись делается довольно глубокая гравировка. Полива затекает в углубления рисунка, и керамика становится еще более звонкого цвета, глубоких насыщенных тонов. Такой прием придает живописи дополнительные декоративные качества, живость и трепетность росписи.
Много талантливых мастеров развивают сегодня прекрасные традиции таджикской цветной керамики. Это С. Сахибов, у которого роспись изысканная, с красивым растеком, Ш. Шадыев — он строит рисунок медальонно, более строго, и многие другие.
Ткачество. Таким же прекрасным, имеющим древнейшие традиции видом художественных промыслов таджиков является изготовление тканей шелковых, полушелковых и хлопчатобумажных. Шерстяные ткани не делались, не было и льна. Производство кустарных тканей было сосредоточено в Ходженте (Ленинабаде), Ура-Тюбе, Гиссаре Ткани — алоча, адрас — выделывались из чистого шелка, а такие, как бекасаб, парча, бархат, атлас, были полушелковыми, на хлопчатобумажной основе.
Особенно красивыми были шелковые абровые ткани. Они назывались так от слова «абр» — облако. При основе из желтых ниток и утка красных ниток переплетение давало разводы, отлив которых имел оранжевый тон. Иногда ниток было до семи цветов, и такие ткани
были очень красивы воздушными нежными красками, сказочно богатых оттенков. Эти ткани ценились очень дорого.
Очень красива хлопчатобумажная ткань, окрашенная способом «гулбаст». Она прокрашена местами, за исключением кругов с неровными краями, которые получаются оттого, что эти места при крашении перевязываются и краска туда не проникает.
Хлопчатобумажные светлые ткани превращались в красивые цветные набойки при помощи штампов — калыбов, выполненных из дерева. Таджикская набойка имеет прекрасные давние художественные традиции. Способом набойки делают скатерти, салфетки, покрывала, настенные панно. Рисунок состоит из крупных и мелких медальонов, обрамленных зубчатым и растительным орнаментом. Узор имеет золотистый или темно-красный насыщенный бархатистый цвет, декоративность которого достигается за счет умело приготовленных растительных натуральных красителей.
Таджичка из Дарваза была одета в красное сатиновое платье, надетое на другое, светлое. Из-под платья видны полосатые шаровары, пошитые из бекасаба. Поверх платья надет халат — калтача, с замечательной яркой вышивкой очень крупными розетками.
Женщина из Каратегина носила платье и сатиновый халат, который также был вышит большими яркими розетками-кругами. Эти круги, желтые и белые с синей и зеленой сердцевиной, располагаются по всему переду на красном фоне сатина. На этом пламенеющем поле вышивка словно горит своим солнечным колоритом.
Очень хороши белые платья из Куляба. Белая ткань расшита цветной вышивкой, которая украшает рукава, грудь и подол. Рисунок вышивки крупный и состоит из цветных розеток и стилизованных листьев. Такие платья — куртан чакан иногда сплошь вышивались шелком.
Своим трудом, долготерпением, мастерством, своим талантом превращали мастерицы скромные ткани в драгоценные красивые одежды, расшивая их крупными яркими узорами, не страшась цветными шелками вышивать по красному пламенеющему фону.
Ювелирное искусство. Дополнением к женскому костюму были ювелирные украшения.
К началу XIX века в Таджикистане складываются дошедшие до нашего времени крупные центры художественной обработки металлов — Ходжент и Ура-Тюбе. Выделывали в основном посуду, оружие и ювелирные украшения.
Богатейшими декоративными, яркими, выразительными и сложнейшими по технике и композициям являются таджикские ювелирные украшения.
В поэме XII века «Шахнаме» говорится о таджичке: Сверкали, как звезды, на ней ожерелья,
Браслеты и серьги, венец вкруг чела,
И вся она садом цветущим была…
Особенно нарядны ювелирные изделия северного Таджикистана.
Главное украшение горожанок крупных северных городов — налобное ювелирное изделие, имеющее возвышающуюся надо лбом прорезную часть, напоминающую диадему, — «коштилло». Налобная часть этого украшения, позолоченная и с насечкой, похожа на сомкнутые изогнутые густые брови. От нее на лоб ниспадают подвески, состоящие из жемчуга, кораллов и золоченых металлических листиков, — «баргак». Само украшение обильно расцвечено золочением, серебром, кораллами, бирюзой, цветным стеклом, жемчугом. В центре диадема имеет крупный трилистник, усыпанный камнями и бирюзой.
Нагрудное украшение таджичек равнинных районов — «хайкаль» — это сложное сооружение, состоящее из многочисленных цепочек, ритмически чередующихся с серебряными пластинами, покрытыми сканью, камнями, бирюзой. Эти пластины имеют подвески из бусин и кораллов. По нижнему краю произведение украшено массивной овальной пластиной с подвесками из металла, кораллов и жемчуга. По бокам эта декоративная пластина украшалась еще и черными шелкоными кистями.
Интересно звездчатое височное украшение — «каджак». Таким же словом называется и завиток локона на щеке. Изделие представляет собой асимметричную композицию из серебра, главным украшением которого является звездочка из металла и жемчуга, повернутая вперед и лежащая на щеке.
В Ура-Тюбе северного Таджикистана известно ювелирное изделие — «мохи-тилло» — налобно-височное украшение. Оно представляет собой соединение в одну круглую композицию трех месяцеподобных фигур с несколько вытянутой средней частью. Получается трилистник из трех месяцев. Декорирована эта золоченая медальонная композиция бирюзой и кораллами. Форма предмета обрамлена выразительной сканной веревочкой.
Все ювелирные произведения рассчитаны на движение, колыхание при шаге, сверкание металла, искристость камней — все это создает образ, в котором и легкая живость, и завораживающее впечатление чуда.
Солнечная корона — диадема, лунные полумесяцы, лунный свет жемчуга и перламутра — во всем связь с природой, ее почитание.
Кольца носят на всех пальцах, кроме третьего. Кольцом на третьем пальце отличались обмывалыцицы мертвых. Ни у одного народа не принято носить кольца на третьем пальце.
Разнообразны серьги, и каждый район имеет свои отличия в этом виде ювелирных украшений: сельский тип — аштский, верхнезеравшанский, нуратинский. Испытавший влияние большого города — ходженский, ура-тюбинский, самаркандо-бухарский. Аштские — округлых линий, мягких очертаний, лиричные, пластичные; верхнезеравшанские — скромные, изящные, удлиненных пропорций. Примыкают к ним ура-тюбинские — строгие по рисунку, несколько массивные, обобщенных линий силуэта, такие же кулябские — простые, массивные.
Сильно отличаются от них городские: ходженские— роскошные, наполненные узорочьем, пышные, богатые, бухарские — с изгибающимися гибкими линиями. В них стелющийся растительный орнамент, изысканный и тонкий. Самаркандские состоят из пластинок, которым аккомпанируют тонкие легкие цепочки. Пластинки имеют богатую черневую и гравированную орнаментацию. Гарские — звездчатые, сверкающие, в них много мелкого узорочья. Пурекские — прозрачно-легкие, ажурные, изящные, шумящие многочисленными тоненькими подвесками, трепетные.
Ювелирное искусство таджиков — выдающаяся страница искусства народов Средней Азии. В нем богатейшие художественные традиции, высочайшее мастерство и тонкий вкус. Для современных ювелиров — это кладезь виртуозных технических приемов, умения использовать материалы, декоративность форм и цвета.
В керамике, ювелирном искусстве, вышивке, производстве тканей — высшие достижения народного искусства таджиков. Оно изумляет богатством орнаментов, яркой цветностью, гармоничным сочетанием формы и декора.