
Художественные промыслы Украины.
Украинская народность сформировалась на основе ппсточнославянских племен Поднепровья и Поднестровья Как единое этническое целое она выкристаллизовывается с XV века.
В контексте рассмотрения народных художественных промыслов Украины следует подчеркнуть, что на протяжении веков продолжалось тесное взаимодействие профессионального и народного искусства, причем это взаимодействие и взаимообогащение имело в равной степени сильную направленность и в ту ив другую сторону.
Тому было много причин, но прежде всего то, что да же самое отдаленное село бивало и некоторые времена вовлеченным в исторического значения событии и не могло не пропустить их живейшим образом через мир своих представлений. Художественные промыслы Украины.
Тяжелейшим было для Украины монгольское иго XIII века В XIV веке украинские земли оказались под властью Литвы и Польши. Тяжкая доля досталась и землям Приднепровья, ощутившим на себе тяготы войны с турецкими завоевателямн.
С усилением борьбы за национальное освобождение, г активизацией процессов образования украинской народности еще более усиливается в украинской культуре народное начало, украинизация самых канонических тем и сюжетов
Земли Украины, ее села и города с великолепной архитектурой, мастерскими и мануфактурами буквально не знали передышки, раздираемые многочисленными иноземными претендентами на господство. Уже в XVI веке Польша усилила продвижение на Волынь и Приднепровье Началась усиленная католизация населения. Снова, уже в XVII веке, поднимается мощная волна приверженности прошлому, своим национальным традициям. Украинские просветители возвеличивают народную культуру как хранительницу национального достоинства, на ниональной самостоятельности в духовной области В 1825 году, незадолго до желанного воссоединения с Россией, просвещенные украинцы взывали к России о защите: «Погибнет Украина среди ляхов, униатов и проклятых еретиков».

Сложная историческая обстановка способствовала привлечению активного общественного внимания к народной культуре, терпимости к проникновению народных образов во все виды профессионального и даже церковного канонического искусства. Образы парубков, видов и молодиц проникают во фрески и иконы. Воспринятое в 17 веке католическое барокко настолько сильно видоизменяется на Украине, настолько освобождается от присущей ему экзальтации, приобретая черти светлой успокоенности, гармонии и легко, свободно прочитывается пластики, что с полным правом пошло и историю искусства не как западноевропейское барокко на Украине, а как своеобразное украинское барокко. Высочайших достижений украинское барокко достигло в самобытной украинской деревянной архитектуре конца XVII—XVIII веков. Изумительны по художественной выразительности и яркому народному типажу, по эмоциональности и реализму росписи деревянной сельской церкви pRAToro Духа в Потеличах 1620 года.
Таким образом, блистательное развитие народных художественных промыслов Украины, помимо многих экономических, природных и исторических причин, имело в своей основе рост национального самосознания, жизнеспособность народных идеалов.
До начала XX века Украина была аграрной страной. Земледелие было основой трудовых занятии. В развитии промыслов большую роль играли кузнечное, гончарное дело, ткачество.
Народные художественные промыслы сельской Украины тесно связаны с определенными регионами. Важнейшие из них — это лесной край Полесье от Сумшнны до Волыни: Сумская. Черниговская, Киевская, Ровенская, частично Житомирская и Волынская области. Подолия — холмистая равнина, включает в себя Черкасскую, Винницкую, Хмельницкую и восточную часть Тернопольской области. Юг — бескрайние степи приднепровских равнин. Предгорья Карпат и Закарпатье это Львовская и Ивано-Франковская области.
Керамика.
Основными центрами гончарного производства с незапамятных времен становятся Киевщина. Полтавщина, Черниговщина, Подолия и Закарпатье.
Для Киевщины характерна васильковская керамика, особенность которой — крупный живописный многоцветный мазок рас тигельного орнамента с белым контуром. Применяется также и своеобразный перистый мазок, который имеет переходы цвета от более темного к светлому.
Именно на Черниговщине до сего времени изготовляют красивую, имеющую многовековые художественные традиции черную задымленную керамику с лощеным линейным декором.

В Винницкой области, на Подолии, керамику расписывали немногоцветной крупной росписью по темно-зеленому или коричневато-красному фону. Здесь основаными центрами являются Бубновка и Кришенцы. В керамике мастеров этих сел есть известная цветовая и орнаментальная сдержанность в отличие от многоцветной керамики Киевщины.
Самым знаменитым гончарным производством Украины являются села Полтавщины.
В Полтавской области превосходную керамику изготовляли в Хомутце и главным образом в Опошне. В селе Хомутец керамика была попроще, формы и роспись чуть по грубее, правда, сильнее чувствуются народные основы, и особенно в фигурных сосудах. Симпатичный забавный леи сидит на задних лапах, как пес, пасть приоткрыта, он чуден гривой пышной в завитках, сделанной из спиралек глины. Образ наивный и добродушный, цвет сосуда скромный, однотонный — коричневый.
Керамика Опошни отличается большим разнообразием. В производстве значительна доля скульптурных сосудов, которые обладают повышенной декоративностью. В больших количествах изготовляли куманцы, бочонки, подсвечники, кувшины и другую посуду. Произведения этого промысла имеют такую яркую стилистику, что они всегда легко узнаваемы. Промысел прошел длительный путь приобретений и, к сожалению, некоторых потерь.
Изделия опошнянских мастеров XVIII—XIX веков разнообразно представлены во многих музейных собраниях. В 1894 году мастера были объединены в Опошнянскую гончарную мастерскую, а в 1897 году для подготовки кадров гончаров была образована Керамическая художественно-промышленная школа имени Н. В. Гоголя в Миргороде.
С течением времени перечень изделий уменьшается, красочность росписи возрастает, скульптурность пластики усложняется, сами изделия существенно увеличиваются в размерах. Их внешний вид становится более подарочным, уже во многом далеким от повседневности.
В 1940-е и 1950-е годы этот процесс лишь намечался. В этот период классиками опошнянского промысла становятся Д. Головко и О. Железняк. В их работах чувствуется понимание пластики материала. Формы изделий были достаточно компактны, выразительны, полива глубокого насыщенного цвета, который органично сочетался с обобщенной пластикой. Но уже в поздних работах Д. Головко появляются некая деревянность суховатость формы, усложненность цвета и дробность силуэта. В этом нельзя не увидеть стремления к станковости произведения, выставочноеTM, которая явно превалирует над практической целесообразностью.

В 1970-е годы в скульптурных произведениях Г. Пошивайло также чувствуются стремление уйти от собственно прикладного характера бытовых вещей, поиск новых средств художественной выразительности. В его произведениях подчеркивается динамика форм, акцентируется выразительность детали за счет общего впечатления: если это грива льва, то завитки мощные, крупные, туго закрученные, хвост выгнулся упругой дугой, морда потеряла выражение наивного добродушия, стала даже несколько агрессивной. Скульптурные сосуды становятся почти станковой малой пластикой в отличие от тех простых, гармоничных и целесообразных бытовых вещей, которые мы знаем по прошлым десятилетиям.
Стремление мастера к отражению современности находит выражение в разнообразии и индивидуальности собственного творческого почерка. В этом отношении, несомненно, полезен опыт украинской керамической скульптуры 1920-х годов, когда в работах, созданных, например, замечательным мастером Иваном Гончаром,присутствовало глубокое чувство современности и в то же время сохранялся традиционный народный характер образов. Так, в его пластической композиции «Демидовы вареники» (видимо, вариант известной «Демьяновой ухи»), в пластике «Буденовец», сценке «Пан с собачкой» и других при всей злободневности сюжета, наполненности произведений личным отношением к действительности не была потеряна та связь с народным искусством, которая отличает лучшие работы украинских керамистов. Такие произведения при всей серьезности темы все- таки не переходили в разряд станкового искусства, так как прежде всего это была игрушка из глины, забава.
В последние годы можно с удовлетворением отметить успехи в творчестве мастера Н. Пищенко. Созданные им игрушки: наездники, петушки, баранчики, милые задорные индюки отличаются чертами традиционного украинского фольклора. С лукавой улыбкой сажает мастер напыщенного важного седока с потешной серьезностью в лице на собаку. Игровой момент всегда отличал украинскую народную игрушку и пластику. Работы семьи Пошивайло Гаврилы Никифоровича, его сына и внука сегодня привлекают верным пониманием народных традиций, обращением к истокам национального наследия.
Мировой известностью пользуется косовский керамический промысел Украины, который находится в Закарпатье, в Ивано-Франковской области. Для этого промысла характерны гончарные изделия с гравированным рисунком по побеленному черепку и росписью, светящейся прозрачной, с растеком желто-зеленой глазури и включением небольшого количества коричневой.
В прежние времена тут делали множество посуды: миски, тарелки, вазы, кувшины, плесканки с четырьмя ручками, глиняную расписную игрушку и печные изразцы-кафли, в которых нередко присутствовала сложная сюжетная роспись на темы дня.

Характерной особенностью косовской керамики, помимо цветовой гаммы, было изображение пышных трав и цветов, в окружении которых рисовали птиц, оленей, всадников и всевозможных других персонажей. В узор иногда вводился и геометрический орнамент в виде сеточки, треугольников и розеток. Крупные узоры располагаются по отношению к формам довольно независимо — узор переходит со дна тарелки на бортик или с тулова вазы на горлышко, ломаясь, не следуя буквально пластике формы.
Косовская керамика уникальна, другого такого промысла нет, и не случайно эти изделия с их светлой радостной живописью привлекли внимание на международной выставке в Остенде в 1959 году, где показывались произведения двух замечательных мастеров промысла Григория Цвылика и Павлины Цвылик. Традиционность этой керамики, довольно малая изменчивость на протяжении длительного времени не мешают ей быть исключительно современной и в наши дни.
В Косове много делали игрушек: это коники, пивники-петушки, солдатики, барыньки и множество другой декоративной, с бытовыми подробностями, веселой мелочи.
Художественная обработка дерева. Один из наиболее известных центров художественной обработки дерева на Украине — Полтавщина. Ко времени становления Советской власти в Полтавской губернии трудилось в этом поистине народном промысле несколько тысяч семей, причем работали круглый год и множество изделий продавали земству и на рынках.
На Полтавщине в 1920-е и 1930-е годы из дерева много делали мелкой пластики. Нам известны статуэтки «Женщина с макитрою», «Праздник в клубе», лоточек «Казак с веслом в лодке». Все онн отличаются реалистичностью в трактовке образов и большим мастерством. В далеком прошлом сложились киевские и прикарпатские промыслы. В Киевской области, кроме традиционных бытовых изделий, много делали и малой скульптуры, особенно в послереволюционное время. Композиции 1930-х годов — «Выход на косовицу», «Колхозный праздник» и многие другие имеют те же отличительные черты, что и полтавские: достаточно сильную народную традицию в довоенный период и переход к некоторому станковизму в послевоенное время, что было во многом преодолено уже в 1970-е годы.
Художественные достоинства отличают работы семейной династии Шкрибляков, Корпанкжов, мастера А. Ищенко и многих, многих других. Привлекает особая архитектоника их работ, точное построение симметричного декора на поверхности. Именно в этой ритмике, лишенной значительных акцентов, и есть основное декоративное качество произведений, сила художественной выразительности и специфика этого искусства.
Пйсанки. Писанки изготовляли повсеместно на Украине, но именно в Закарпатье традиционна та древнейшая геометрическая орнаментация, которая связывает это искусство с вышивкой и резьбой по дереву. Закарпатские писанки делают во многих селах — в Космаче, Замагорове, Яворове, Виженке.
Многие музеи собирают коллекции писанок — этих шедевров народного искусства Украины. В ряду первых — замечательная коллекция Музея искусства Гуцулыцины в Коломые.
Красивы килимы Косова, так же как и писанки с геометрическим орнаментом. Этот орнамент имеет свои особенности: края геометрических фигур — ступенчатых ромбов будто расслаиваются, подобные радужному лучу, создавая прекрасное зрелище цветового мерцания поверхности переливов оттенков цвета.
Килимы центральной Украины отличаются пышным цветочным декором. Такие красочные растительного характера узоры в коврах характерны для Полтавской и Киевской областей.
Для Подолии характерны строгие геометрические узоры ковров. В них, скорее, общность с малоазиатскими и балканскими коврами. Такие геометрического характера ковры ткут в Винницкой и Тернопольской областях, для них, как правило, типичны восьмилучевая розетка и кайма с такой же розеткой, но несколько меньшего размера.
Черниговские килимы более, чем всякие другие, имеют свободное, не стесненное расположение цветочного декора. Эти ковры ткали главным образом в Дегтярях.
Украинские ковры всегда отличались чистой и нежной гаммой цвета. Своими красками они были настолько красивы, что Екатерина II издала специальный указ о «сыскании краски червеца» в Полтавской губернии для дворцовых нужд. В Полтавской области делали и красивые узорные полосатые ковры. Они имели свои отличия. Дело в том, что в любом полосатом ковре принято ткать равновеликие орнаментальные фигуры, которые составляют узор. В украинском ковре все иначе — ритм ковра строится на сочетании орнаментальных фигур, разных и по величине и по цвету. Ни одна не повторяет другую, но в пределах каждой полосы они составляют уравновешенные массы узора по отношению к фону, что успокаивает композицию, делает ее гармоничной. Подобный прием декорирования ковра требует огромного мастерства, и это тем более поражает, поскольку известно, что мастера не делали предварительных шаблонов и ткали по памяти. Формы орнаментов, цвет фигур — элементов узора, их размер свободно варьируются: фона почти нет, из него зрительно как бы выплывают геометрические фигуры. Одна — яснее, четче обрисована, другая почти растворилась в цвете фона, так как сближена с ним по краскам, третья — с размытыми краями, четвертая— с расслаивающимся контуром. Кайма в таком ковре практически отсутствует. В другого типа коврах этой же области имеется широкая кайма, по ширине даже равная полю. Но в таком ковре все вытканные шестигранное розетки разнятся оттенками цвета. Такой прием позволяет даже в геометрическом украинском ковре избежать упрощенности рисунка. Почти неуловимое разнообразие отдельных мотивов декоративного узора придает ковру невыразимую прелесть. И не только в одном ковре такое разнообразие мотивов, но и каждый ковер в отдельности не повторяет другой, все они разные и выполнены с необычайной фантазией.
Мастерство украинских ковровщиц бесподобно. Вспоминаются документы о тяжелейшем положении ковровщиц в дореволюционном прошлом. Как писали современники, в год надо было «для прокорма за сорок рублей соткать более сорока ковров». У ткачих лопалась кожа на пальцах. В документах мастериц и мастеров иначе и не именовали, как «невольник такой-то» или «невольница такая-то». А в вытканных ими коврах ясной светлой цветовой гаммы была вечная весна, царствовала гармония и поэзия.

В наше время радуют большие успехи украинских ковроткачей. Мастер Л. Товстуха — главный художник Решетиловской фабрики выполнил недавно ковер «Весна», в котором и нежность многоцветного мерцающего фона, и весеннее цветение природы. Несколько иной по образу его же ковер «Лето»: тут яркое многоцветие, решенное в горячей звонкой гамме— цветы, ягоды, плоды, птицы, — все в роскошном орнаменте.
Ткачество и вышивка. Помимо ковров, ткали повсеместно на Украине домашние ткани для изготовления одежды, белья, для украшения хаты. Ткани из льна и конопли изготовляли в больших количествах в Дегтярях, Решетиловке, Диканьке, Сорочинцах, Шишаках. Кролевец Черниговской области славился тканями с узорами звездами, окруженными квадратиками более темного цвета. Плахтовые украинские ткани имеют массу вариантов, но их объединяют клетчатый ритм, небольшой размер рисунка и многокрасочность. В Дегтярях был особенно красив шахматный узор переплетений нитей в тончайшую сеточку рисунка.
В старинной девичьей песне поется:
Если бы я дождалась На рушник встаты,
Тогда не разлучат меня Ни батько, ни маты,
Ни суд, ни громады,
Только разлучат Заступ, да лопата.
Кролевец известен пышными красно-белыми узорами своих рушников, а на Полтавщине мелкий цветочный рисунок плотно закрывает полотно рушника.
Девушка поет:
Хусточка ж моя шелковая, что шелком шита, зачем я тебя пряла, чтоб нелюбому дати.
Прежде и свечи и древки хоругвей обертывали хусточками. В память об ушедших их вешали над могила ми. Известно сказание 1599 года о Самуиле Кишке, который в турецкой неволе хранил хусточку как память о родной земле.
Костюм. В селах Украины до сего времени бытует народный костюм с преобладанием светлого колорита. Материалами для изготовления тканей, из которых шили одежду, были шерсть, конопля и лен. Женщины носили рубахи, красиво вышитые, несшитые юбки — плахты, паневы, а также передники и разнообразные, в зависимости от возраста женщины, головные уборы. Чаще это были полотенцеобразные головные уборы типа русского плата-убруса. В Киевской области предпочитали очипок-чепец, украшенный вышивкой. Девушки носили веночки. Причем на Буковине праздничным головным убором для девушек были веночки с плюмажами из перьев, наверное, такой убор был связан с древними языческими представлениями. Для зимнего времени использовались шубы-кожухи и свиты. Костюм украшался бусами-намистами, цветными ткаными узорными поясами. С XIX века широкое распространение получили герданы-буеы из фабричного фарфорового и стеклянного бисера.

Рубахи, сорочки вышивали нередко гладевыми швами.
На Полтавщине были распространены сорочки со скромной, одноцветной, чаще сероватыми нитками по белому или белым по белому вышивкой. На Волынщине красно-синяя с белым юбка красиво сочетается с белой сорочкой, вышитой по плечам и на воротнике красными швами по белому полотну. Особенно сочной, яркой плотной вышивкой сорочек отличается Киевщина. Для Буковины характерна яркая многоцветная насыщенная вышивка с цветной красной, черной, желтой и синей ниткой. В Винницкой области необычайно красива изысканная вышивка сорочек: одной черной ниткой по белому полотну или черной с густо-вишневой по белому. Львовская вышивка — мелкая, сплошным зашивом квадратами. Особенно полихромной была вышивка в Прикарпатье. Здесь женщины носили плиссированные сорочки с разрезами на спине или плече, полотняные юбки со вставкой спереди, фартук, безрукавку. Безрукавки богато вышиты, отделаны кожей, мехом, помпончиками, металлическими накладками. Гуцульская мужская зимняя одежда с замшевым верхом на мехукептарь имеет красочные кисти на спине, оторочку мехом, цветную растительную вышивку, декоративные пуговицы.
Народный светлый идеал красоты, воплощенный в украинской одежде, связан с природой, ее цветением, травами, птицами. Украинский костюм был особенно почитаем. И даже на иконе богоматерь нередко изображалась в народном костюме, с намистами — нитками бус.
Но если вышивка все-таки довольно опосредованно и несколько сдержанно передавала мотивы природы, чем, например, это было в коврах, то наиболее полно, роскошно украинская природа нашла отражение в стенных росписях.
Роспись. Во всей своей полноте, раскованно, свободно выливалось эмоциональное чувство мастерицы в росписях хаты. Расписные хаты были повсюду на Украине, особенно в Хмельницкой, Одесской, Днепропетровской областях, кроме Полтавщины, где хаты не белили Расписывали снаружи — фризы под крышей, вокруг окон, внутри — стены, печи, фризы под потолком.
И в избах, и на бумаге росписи в те годы были скромные, скорее линией, чем пятном, неброского, деликатного цвета, с большим чувством меры. В хате росписей было много: и стены, и печка, а то рядом и скрыня, лавка, шкафик, полочка были расписаны, но ничто не кричало, все было удивительно гармонично и соразмерно с узорным текстилем, также украшающим хату.
В послевоенное время в росписях стал нарастать декоративизм. Рисунки преимущественно стали делать на бумаге, как декоративные панно крупных форм. В росписи стало преобладать пятно интенсивного яркого цвета. Правда, встречаются часто и очень скромные произведения. Таковы работы Н. Белоконь. Ее цветы с пушистыми листьями, похожие на хризантемы или георгины, почти объемный по характеру живописи, но композиция уравновешенная, гармоничная и краски не пестрые.
В последние годы корифеями пстриковской росписи были Григорий Собачка, Татьяна Пата, Галина Павленко-Черниченко. Фольклорный характер образов хорошо прослеживается в таких лубочных сюжетах, как «Казак Мамай», «Цыгане», «Наталка-Полтавка» и других. В работах последнего времени замечательного мастера Марии Примаченко, цикл которых назван «Людям на радость», раскрывается весь смысл ее творчества: она творит на радость людям. Много работ делает она на
сюжеты известных песен, сказок, в которых представлены звери, птицы, пышная природа. Иногда мастер так назовет персонаж своего произведения, что и сама не знает, кто он такой — этот «кочубарка». А он интересен, ни на кого не похожий, страшный немного и веселый.

Произведения петриковцев национальны по своему характеру, им присущи черты украинского народного искусства — светлая добрая открытость человеку, юмор, немного детский строй чистой души, близкой природе, столь же мягкой, доброй и солнечной.
В последние годы в Петриковке стали делать подлаковую роспись по дереву. Но в этом новом качестве роспись несколько проигрывает: она более глуха по цвету. Нет той гармонии светлых лучистых красок, что были на белом фоне.
Хата — жилище сельского жителя Украины— хороша собой. В хате—-красочные узоры ковров, вышитые рушники, узорные занавески и яркие народные картинки, расписные сундуки—скрыни, простые стеклянные гутные изделия, поливная керамика и деревянная резная утварь, красочные стенные росписи. Подвешены тонко пахнущие сухие травы и цветы.
И хотя уже в последние десятилетия в украинском селе значительно изменился быт, привнесено много новых современных предметов заводского изготовления, не они определяют облик хаты, которая сохранила свой неповторимый национальный колорит.
Народное искусство оказывает самое непосредственное воздействие на облик современной художественной промышленности Украины — изготовление изделий из фарфора, фаянса, текстиля, ковров, стекла. Его влияние заметно и в монументальном искусстве. Традиции печного изразца прослеживаются в работах Омельяна Железняка, выполненных для киевской гостиницы «Днепр». Народные традиции характерны для всех областей творчества современных художников Украины.
Мир украинских художественных промыслов продолжает оставаться целостным, имеющим глубокое национальное своеобразие, во многом определенное глубинными народными традициями.