В.А. Серов
Статья народного художника СССР академика И. Э. Грабаря «Как Серов стал мастером» была напечатана в 1936 году. С тех пор прошло более сорока лет, однако затронутые в ней вопросы, профессиональной подготовки юного дарования не потеряли своего значения и сегодня. Публикуя эту статью, мы открываем новую рубрику. Разговор в ней пойдет о том, как начинали свой путь в искусство большие художники.
Все дети рисуют. Нельзя себе представить даже трехлетнего ребенка, который бы не рисовал. Он старательно выводит по бумаге каракули, означающие дом, собаку, автобус, трамвай и даже целую Красную площадь. Все эти вещи не сразу можно разгадать, но юный художник убежден, что он точно передает свои впечатления и чувства.
Художником, однако, становится не всякий, а только тот, кто в детском возрасте был одержим страстью к рисованию, кто рисовал с азартом, для кого рисование было любимым занятием, которому он посвящал каждую свободную минуту, кто без карандаша и акварельных красок жить не мог.
Таким был в детстве знаменитый впоследствии художник В. А. Серов, один из величайших портретистов XIX века. В семье Серова, по счастью, сохранились его детские рисунки разных лет. Изучение их показывает, как медленно, с какими усилиями двигался вперед будущий великий мастер, как много он учился, пока достиг вершины славы.
Серов очень любил в детстве животных, особенно лошадок. И сохранил он эту любовь до самой смерти. Большинство ранних его рисунков посвящено этой излюбленной теме. На одном из самых ранних изображено карандашом несколько лошадей в разных позах и поворотах. Рисунки беспомощные, но весь этот альбомный лист может служить примером того упорства, с которым пяти-шестилетний мальчик искал, как лучше передать лошадиные ноги, когда они в движении.
Нарисовав четыре лошадки, из которых две, самые маленькие, верховые, и не будучи ими удовлетворен, Серов рисует на половине листа, поверх других набросков, новую лошадку, построив ее по схеме картонной лошади, с двигающимися ногами и головой. Возможно, что у него была именно такая картонная лошадь и он повторил ее в своем рисунке для уяснения движения лошади и облегчения его передачи. Позднее, в Париже, он себе такую лошадь сделал из фанеры, смастерив ее на шарнирах.
Вот рисунок, сделанный позже, быть может, через несколько месяцев после первого, в возрасте не старше шести лет, так как Серов сделал его еще в России, до поездки в Мюнхен, состоявшейся в 1872 году. Он нарисовал лошадку в яблоках , привязанную к срубу сарая или конюшни, и стоящего за нею человека. Несмотря на все недостатки рисунка, лошадь вышла очень выразительной, и в ней даже нетрудно узнать вятскую буланую породу — до того она верно и остро сделана.
Другая лошадь того же альбомного листа несется вскачь. На ней сидит верхом мальчик, ее подстегивающий. Тут же нарисовано несколько деталей — ног, копыт.
Совсем иным характером отличается рисунок двух лошадей, относящийся к парижской эпохе юного Серова, к 1874—1875 годам, когда ему было девять лет. Порода этих лошадей-тяжело- возов, так называемых «першеронов», столь типичных для парижских улиц старого, доавто-мобильного времени, передана здесь очень метко и характерно. Это уже не детские рисунки, в них немало подлинного мастерства, хотя оно и давалось нелегко, о чем можно судить по сохранившимся на бумаге следам первоначального контура передних ног.
Еще увереннее и мастеровитее нарисован рысак в упряжи, несущийся по улице. Серову было четырнадцать лет, когда он его рисовал, но немногие из тогдашних русских художников могли справиться с задачей передать впечатление подобного неистового бега.
Еще год спустя Серов делает рисунок, изображающий ледоколов — группу крестьян, колющих лед.
Крестьянские лошадки, запряженные в сани и стоящие поодаль, нарисованы с меткостью, напоминающей рисунки зрелого Серова. Здесь сказался уже весь будущий художник с его исключительной наблюдательностью, с его любовью к повседневной жизни.
Любопытно сравнить два детских рисунка Серова, изображающих здания и разделенных восьмилетним промежутком времени.
Первый относится к началу мюнхенского периода, к 1872 году, и изображает загородную усадьбу деревянно-глинобитного типа, которых было в те времена много под Мюнхеном. Перед усадьбой расположены пирамидальные тополя, а на лугу, на первом плане, видны едущий в телеге крестьянин и пасущиеся коровы. Рисунок очень прост, но выразителен.
Второй рисунок исполнен в 1879 году в Москве, из окна квартиры И. Е. Репина, у которого в то время жил и учился Серов, и изображает обгорелый деревянный дом, занесенный снегом. Это уже произведение художника-мастера. Помимо точности в передаче полуразваленного пожарными дома, безукоризненной верности построения и правдивости, в рисунке есть много того художественного чувства, которое характерно для позднейшего Серова. Особенно уместна здесь ворона, примостившаяся справа на ветке дерева, — излюбленная птица этого художника, которую он не переставал рисовать в течение всей своей жизни.
Первые уроки рисования Серов стал брать в Мюнхене у художника Кеппинга на седьмом году жизни. Кеппинг ставил ему для срисовывания гипсовые маски и головы. После этих уроков серовские рисунки стали строже, точнее и значительно живописнее.
В 1874 году мать Серова привезла сына в Париж. Разыскав там своего старого знакомого по Петербургу, И. Е. Репина, работавшего в Париже по учебной командировке Академии художеств, она упросила его заняться мальчиком, у которого были явные способности к живописи и неутомимая страсть к рисованию. Серов стал ежедневно ездить в репинскую мастерскую, где он рисовал с гипса и даже писал масляными красками. Об этих уроках он позже вспоминал с благодарностью, считая, что они ему много дали.
Занятия продолжались только полтора года, так как матери Серова надо было возвращаться в Россию. Вскоре вернулся и Репин, поселившийся в Москве, где прерванные уроки возобновились с 1878 года.
Репин давал ученику копировать карандашом некоторые из своих портретов, висевших в мастерской, и ставил ему натюрморты. Это продолжалось три года: с 1878-го по 1880-й, когда Серов поступил в Академию художеств. За этот короткий срок ученик успел уже выработаться в серьезного художника, о чем свидетельствует такой его портретный рисунок, как замечательный по мастерству и характеристике портрет матери.
Правда, последний портрет он делал, будучи в академии, где вскоре стал работать под руководством знаменитого педагога, профессора П. П. Чистякова. По признанию Серова, здесь закончилось его художественное образование. Чистякову он считал себя обязанным не менее, чем Репину.
В начале 1881 года Серов сделал тот карандашный портрет Чистякова в профиль, который выделил автора в первые ряды учеников академии. Действительно, портрет этот один из самых лучших, которые сделаны с Чистякова.
Так в пятнадцать лет Серов-мальчик превратился в Серова-мастера.
Естественно было ожидать, что при такой исключительной одаренности и при руководстве со стороны таких мастеров, как Репин и Чистяков, Серов рано достигнет зрелого мастерства. Так и случилось: в двадцать два года он был уже одним из лучших русских портретистов. Он создает такое совершенное произведение портретной живописи, как знаменитая картина в Третьяковской галерее, — «Девочка с персиками» (1887 г.). Художник сумел художественно отобразить здесь целую сцену из жизни. Девочка сидит за столом в комнате загородного дома, об этом можно судить по виднеющейся в окне осенней листве сада. Она держит в руке персик; еще несколько персиков лежат на скатерти стола. Для зрителя ясно, что за столом сидели еще и другие люди. Они только что ушли. Вот-вот и девочка вскочит из-за стола и помчится в сад! Все это рассказано при помощи одного изображения девочки…
Любовь Серова к животным сказались в той серии басен Крылова, над которой он работал незадолго до смерти и которую собирался выпустить под заголовком «Двенадцать рисунков В. А. Серова на басни И. А. Крылова».
Рисунки Серова к крыловским басням с виду необычайно просты и несложны. Но они глубоки по содержанию и являются плодом долголетних исканий, размышлений и наблюдений художника. Прекрасным образцом этих рисунков может служить тот, который иллюстрирует басню «Ворона и лисица».
Басня начинается словами: «На ель ворона взгромоздясь». Крылов дает вороне ведущую роль, она главное действующее лицо басни. Серов, точно следуя Крылову, сажает ее на высокую ель, на переднем плане, ближе всего к зрителю, который предполагается смотрящим откуда-то сверху. Лиса видна далеко внизу, как бы с точки зрения вороны, которой она сверху должна казаться маленькой. В вороне художнику удалось выразить непроходимую простоватость и глупость. Лиса, напротив, изображена так, что сразу чувствуешь ее изворотливость и лукавство.
В этом мастерстве наделять животных человеческими чертами Серов не имел равных не только в русском, но и в мировом искусстве.
Игорь ГРАБАРЬ
Исторические события
1866. Покушение Д.В. Каракозова на Александра II.
1874. Наивысшая интенсивность движения под названием «хождение в народ».
1875. Создание новой народнической организации «Земля и воля».
1877—78. Русско-турецкая война.
1878. Покушение
В. Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова.
1879. Раскол «Земли и воли»; образование организации «Народная воля», придерживающейся политики террора.
1881. Убийство народовольцами Александра II. Казнь народовольцев.
Культурные события
1866. Роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.
1868. Последний кабак у заставы В.Г. Перова.
1869. Роман Л.Н. Толстого Война и мир.
1870. Основание Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
1872. Роман Ф.М. Достоевского Бесы.
И.Н. Крамской Христос в пустыне.
В.Г. Перов Портрет Достоевского.
1874. Опера М.П. Мусоргского Борис Годунов.
1880. Роман Ф.М. Достоевского Братья Карамазовы.
Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве.
1881. В.И. Суриков Утро стрелецкой казни.
1883. В.И. Суриков Меншиков в Березове.
1884. Опубликована Исповедь Л.Н. Толстого.
1885. С.И. Мамонтов основывает Московскую частную русскую оперу.
1886. Постановка оперы М.П. Мусоргского Хованщина в Петербурге.
М.А. Врубель Девочка на фоне персидского ковра.
1887. В.И. Суриков Боярыня Морозова.
Освящение храма Христа Спасителя в Москве.
Балет Спящая красавица и опера Пиковая дама П.И. Чайковского.
Н.Н. Ге «Что есть истина?».
М.А. Врубель Демон сидящий.
1896. Коронация Николая II в Москве. Трагедия на Ходынском поле: во время коронации в давке погиоло около 5 ООО человек.
1897. Денежная реформа С.Ю. Витте. Установление золотого эквивалента, возвращение конвертируемости рубля.
1898. Первый съезд РСДРП в Минске.
1896. Панно Врубеля на Нижегородской выставке.
1897-98. Публикация трактата Л.Н. Толстого Что такое искусство?
1898. Основан Московский Художественный театр.
Умер П.М. Третьяков. Начало деятельности объединения «Мир искусства».
1899. Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова Царская невеста на сцене мамонтовской оперы в декорациях
и костюмах Врубеля.
1901. Создание в Берлине партии социал-революци- онеров (эсеров).
1903. Второй съезд РСДРП в Брюсселе и затем в Лондоне.
Раскол и образование партий большевиков и меньшевиков.
1904- 1905. Русско-японская война.
1905— 1907. Первая русская революция’.
1905. «Кровавое воскресенье» 9 (22) января в Петербурге: расстрел демонстрации, направлявшейся к императорскому дворцу. Убийство вел. кн! Сергея Александровича эсером Каляевым. Мятеж на броненосце «Потемкин».
1901. Л.Н. Толстого предают анафеме по распоряжению обер-прокурора Св. Синода К.А. Победоносцева.
1903. Начало деятельности объединения «Союз русских художников».
1904. Вишневый сад Чехова. Умер А.П. Чехов. Публикация первой книги А.А. Блока Стихи о Прекрасной Даме.
1905. «Историко-художественная выставка «русских портретов» в Таврическом дворце в Петербурге.
Иллюстрации А.Н. Бенуа к поэме Пушкина Медный всадник.
1906. Открытие заседаний I Государственной думы.
Аграрная реформа П.А. Столыпина.
1907. II Государственная дума и ее роспуск.
Умер В.В. Стасов.
Роман М. Горького Мать.
Опера Римского-Корсакова Золотой петушок.
Выставка картин «Голубая роза» в Москве.
1909. Начало «Русских сезонов» в Париже. Л.Н. Толстой Не могу молчать.
1910. Умер Л.Н. Толстой.
Умер М.А. Врубель. Первая выставка объединения «Бубновый валет» в Москве.
1911. Смерть Столыпина в результате покушения.
1912. Выход в Петербурге первого номера газеты Правда.
1913. 100-летие дома Романовых.
1914. Начало Первой мировой войны.
1911. Образование «Цеха поэтов». Начало акмеизма.
Балет И.Ф. Стравинского Петрушка в дягилевских сезонах в Париже.
1912. Открытие Музея изящных искусств
в Москве.
Выставка «Ослиный хвост» в Москве.
1913. М.Ф. Ларионов в книге Лучизм дает определение беспредметного искусства.
1914. К.С. Малевич Черный квадрат.