Куско

Куско
Мачу-Пикчу

Куско. Место встречи великих цивилизаций.

Город Куско в нашем сознании ассоциируется с могуществом инков, с их удивительными памятниками древней культуры и несметными богатствами, судьба которых оказалась в руках испанских завоевателей. С XI по XVI в. (до прихода конкистадоров в 1533 г.) он являлся столицей империи инков — Тауантинсуйу, что в переводе с языка индейцев кечуа означает «империя четырёх сторон света». Инки считали его центром мира.

Карл Небель. План города Куско. Издание «Voyage Pittoreque».
Карл Небель. План города Куско. Издание «Voyage Pittoreque».

Происхождение Куско, а также расположенной в нескольких десятках километров от него цитадели Мачу- Пикчу и других инкских святынь окутано тайнами, лишь усиливающими интерес исследователей и туристов к этим памятникам истории.
По одной из инкских легенд, город основал Манко Капа- ко вместе со своей сестрой и женой Маму Окльо, которые пришли сюда от священного озера Титикака, следуя наказу их Отца-Солнца, дабы обустроить земли диких индейских племён. Место для города было найдено в долине Куско, близ горы Уанакаури, где вошёл в землю золотой жезл, вручённый Манко Капако Отцом-Солнцем.

Церемониальный сосуд Куско XVIII век. Инструктированное и раскрашенное дерево
Церемониальный сосуд Куско XVIII век. Инструктированное и раскрашенное дерево

Вокруг Куско, по мере подчинения ему соседних районов, стало складываться государство. Благодаря хорошей организации власти и боеспособной армии оно быстро росло и к концу XV в. охватывало большую часть Перу, значительную часть Эквадора, горные районы Боливии, север Чили, северо-запад Аргентины.
В доколумбовый период Куско являлся символом могущества империи. Его построили в форме пумы, священной защитницы инков. Согласно плану города, крепость Саксайуаман являлась её головой, внешняя стена — зубами, а нижний город — телом. В детородном органе раньше помещалось Золотое поле (Интипампа), в котором всё было сделано из золота в натуральную величину: росла кукуруза, приводимые в движение с помощью механизмов пастухи пасли альпак, летали бабочки. Все эти золотые изделия позже конкистадоры вывезли в Испанию.

Сохранившаяся кладка инкского храма Солнца Кориканча и католический собор Санто-Доминго, в который испанцы его перестроили.
Сохранившаяся кладка инкского храма Солнца Кориканча и католический собор Санто-Доминго, в который испанцы его перестроили.

От главной площади города — Уакапата (Священная терраса) расходились дороги в четыре главные провинции страны. По периметру площади располагались дворцы Касана, Коракора и Кисварканча, принадлежавшие Инкам Пачакутеке, Роке и Виракоче. Ни один европейский правитель не мог сравниться по богатству с императорами инков. После смерти старого императора его преемник должен был построить для себя новый дворец, а прежний, с помещённым в него забальзамированным телом умершего, превращался в святилище.

На территории Куско располагались сотни дворцов и храмов. В каменных храмах, стены которых изнутри были украшены золотом, совершались обряды поклонения богам и небесным планетам. В качестве жертвоприношений использовались мясо ламы, маисовое пиво, а во время болезни или смерти верховного Инки на алтарь приносились женщины и дети. Поражал своей роскошью храмовый комплекс Кориканча (Золотой двор). В храме бога солнца Инти окна, двери, стены, крыши, потолки. предметы культа были из золота. В центре храма находился огромный диск из чистого золота, символизирующий бога Солнца. Эти уникальные исторические ценности завоеватели также отправили в метрополию.

Кафедральный собор на главной площади города Пласа де-Армас
Кафедральный собор на главной площади города Пласа де-Армас

Испанцам удалось неожиданно быстро захватить Куско и другие города империи. Этому способствовали распри между её правителями — большую помощь захватчикам оказали индейские народы, стремившиеся освободиться от инкского гнёта. Конечно, не последнюю роль сыграла и доверчивость инкских вождей, позволявшая предводителю конкистадоров Ф. Писарро и его соратникам легко их обманывать, а также применение завоевателями огнестрельного оружия и суеверный страх, охватывавший индейцев при виде всадников на лошадях. Куско из столицы Тауантинсуйу превратился в столицу колониального владения испанцев — Новой Кастилии. Коренные народы андских государств на протяжении почти трёх столетий вели борьбу против испанского владычества, одним из результатов которой стало обретение независимости Перу в 1821 г.

Внутренний двор одного из монастырей, разбросанных на территории города, окружен по периметру корпусом, представляющим собой двухъярусную аркаду. В центре четырёхчастного сада - фонтан.
Внутренний двор одного из монастырей, разбросанных на территории города, окружен по периметру корпусом, представляющим собой двухъярусную аркаду. В центре четырёхчастного сада — фонтан.

Центральная площадь Куско всегда полна туристов. В расположенных вокруг площади магазинах продаются сувениры, а индейские женщины раскладывают свой товар прямо на площади. По вечерам из ресторанов слышна местная музыка, где зачастую выступают первоклассные танцоры и музыканты. Проходя по улицам города, объявленного инками «пристанищем богов», словно совершаешь путешествие в прошлое, погружаясь в атмосферу захватывающих исторических коллизий. В 1933 г. на конгрессе исследователей- американистов Куско был объявлен археологической столицей Южной Америки, а ЮНЕСКО провозгласило его культурным достоянием человечества.

Церковь Ла-Компания де-Хесус.
Церковь Ла-Компания де-Хесус.
После прихода испанцев Куско постепенно превратился в город колониальной культуры, где на фундаменте сооружений инков был создан смешанный красивый архитектурный стиль города и собственный стиль живописи (школа Куско), которые можно увидеть в кафедральном соборе и в церкви Ла-Компания де-Хесус.

Современный Куско — административный центр одноимённого департамента, а кроме того, крупный торговый центр. Его население составляет около 300 тыс. человек. Особенностью климата города, расположенного в горной долине реки Уатанай (бассейн Амазонки) на высоте 3,4 тыс. м, является чередование тёплых дней и холодных ночей, продолжительный (с декабря по март) сезон дождей со средней температурой +11— 13 °С. В сухой период большинство дней — солнечные, с температурой +18—21 °С, при среднесуточной температуре +9 °С. Благодаря сохранившимся фрагментам древних инкских сооружений, прекрасной колониальной архитектуре он стал важнейшим туристическим центром Перу и одной из крупнейших достопримечательностей Южной Америки.

Базар на Пласа де- Армас.
Базар на Пласа де- Армас.

Внутри собор декорирован красивой резьбой по дереву (кедр) и золоту, живописными изображениями, чеканными изделиями. Живопись представлена работами религиозного содержания местных мастеров XVII—XVI11 вв. В галереях висят большие картины Базилио Санто Круса. Этот художник был любимцем епископа Мануэля де- Моллинедо, сыгравшего выдающуюся роль в утверждении Куско в качестве культурного центра Америки. Несколько центральных колонн расписал другой местный автор — потомок знатного инкского рода Антонио Синчи Рока. Своды собора оформлены известным мастером Маркосом Сапатой. Колокол собора, отлитый из золота, серебра и бронзы, весит 6 т, его звон слышен за 40 км. Сейчас войти в собор можно через дверь церкви Эль-Триунфо, которая была возведена в честь победы конкистадоров над индейцами.

В современном облике Куско прекрасно сочетаются архитектура инков и колониальное зодчество, испанские церкви и монастыри с руинами инкских сооружений. Многие здания колониального периода возведены на основаниях стен инкских построек. В некоторых из них расположены четырёх- и пятизвёздные отели.

Деталь интерьера кафедрального собора
Деталь интерьера кафедрального собора

Внутреннее пространство церкви Санто-Доминго пересекают три поперечные галереи, стены которых выложены голым рубленым камнем. Почти полное отсутствие алтарей в большинстве боковых часовен компенсируется многочисленными изящными нишами. Интерьер часовен украшен скульптурами христианских святых. Полотна, изображающие святого проповедника Висенте Феррера, занимают пространство под клиросом и искусно вписаны в кривизну арок и округлые формы колонн. Все работы выполненьнв середине XVIII в. Маркосом Сапатой.

Площадь Уакапата испанцы переименовали в Пласа де-Армас, частично разрушив сооружения на ней. Главная её достопримечательность — кафедральный собор, или главный костёл. — храм в ренессансном стиле, воздвигнутый на фундаменте дворца Виракоче. Он имеет форму латинского креста с тремя поперечными галереями (нефами), сообщающимися с двумя соседними церквами: Эль-Тртифо — на востоке и Ла-Фамилия Саграда (Святого Семейства) — на западе. Строительство велось почти 100 лет 1560—1654 гг.

Сосуд в форме фигурки инки. Перу. 1400-1500 гг.
Сосуд в форме фигурки инки. Перу. 1400-1500 гг.

Даже на фоне великолепного архитектурного ансамбля площади Пласа де-Армас выделяется своей красотой церковь в стиле барокко — Ла-Компания де-Хесус ордена иезуитов, поставленная в 1571 г. на месте, где когда-то стоял дворец Инки Уайны Капако. Она была разрушена землетрясением 1650 г., а затем восстановлена в 1688 г. Изысканный интерьер церкви включает резные балконы и алтарь, покрытый золотой фольгой, коллекцию скульптур и картин, к числу наиболее известных из них относится работа Маркоса Сапаты «Свадьба Мартина Гарсиа де-Лойолы и Беатрис Клары Койи», описывающая сцену свадьбы испанского дворянина и инкской принцессы.

Музей искусства доколумбового периода — первый и единственный перуанский музей, посвящённый древней перуанской культуре, в нём содержится 450 экспонатов, относящихся к периоду с 1250 г. до н. э. по 1532 г. н. э. Есть зал изделий из золота и драгоценных камней, кости и жемчуга; залы по культурам наска, мочика, уари, чиму, чанкай и инков.
Южнее Пласа де-Армас, на улице Мантас, находятся церковь и монастырь Ла-Мерсед, сооружённые в 1657—1680 гг. Наибольший интерес в этом архитектурном ансамбле представляют башня в стиле барокко, монастырские часовни в стилях барокко и Ренессанса, резные украшения и живопись колониального периода. В ризнице хранится дароносица высотой 1,3 м и весом 22 кг, изготовленная из золота и драгоценных камней и увенчанная огромной жемчужной сиреной.
По улице Лорето, берущей начало от Пласа де-Армас, и её продолжению, улице Пампа де-Кастильо, можно дойти до церкви и монастыря Санто-Доминго, построенных в 1633 г., а затем реконструированных в 1680 г. Эти здания стоят на месте самых величественных сооружений в городе — дворца Колькампата и храма Солнца Кориканча. Золотые предметы здесь до сих пор периодически находят во время земляных работ. Необыкновенно красивы сводчатые галереи в ренессансном стиле, вырастающие из стен древнего дворца.

12-й король инков Гуаяна Капако. Школа Куско, масло, холст. Середина XVIII в.
12-й король инков Гуаяна Капако. Школа Куско, масло, холст. Середина XVIII в.

Фасады выдержаны в классическом стиле, а башня с колокольней и колоннады — в стиле барокко.
Колокольня,возведённая в 1731 г., стала одним из самых значительных и запоминающихся архитектурных сооружений своего времени.

В квартале от Пласа де-Армас находится музей религиозного искусства (бывший дворец Инки Роки). Здание построено в мавританском стиле, двери и балконы украшены изящной резьбой. В нём несколько молелен выдержанных в различных архитектурных традициях. В колониальной период оно принадлежало ряду политических деятелей, создан в 1969 г. Здесь выставлены главным образом картины религиозного содержания, в том числе известные полотна Хуана Сапаты и других андских мастеров, а также образцы мебели колониального периода. Рядом с музеем находится огранённый индейскими мастерами двенадцатиугольный камень. Местные каменотёсы доказала, что камень не обязательно должен быть прямоугольной формы, жаться в кладке без скрепляющего раствора.

Пройдя от Пласа де-Армас вдоль нескольких городских кварталов по улицам Мантас, Маркес, Санта-Клара и Сан-Педро, оказываешься перед собором Сан-Педро, внешний вид которого вобрал в себя черты двух крупнейших образцов архитектуры Куско — кафедрального собора и церкви Ла-Компания де-Хесус.

Центральная улица города
Центральная улица города

Собор возведён в период с 1688 по 1699 г. при поддержке епископа Мануэля де-Моллинедо.
Продолжив движение от Сан-Педро по улице Хоспиталь, попадаешь на мост Альмудены. Неподалёку от него, на крутом склоне, находится площадь Альмудены, с которой открывается великолепный вид на Куско. Здесь же расположены церковь и кладбище Альмудены. Название этих сооружений связано с именем пресвятой девы Альмудены — покровительницы Мадрида и предложено при закладке церкви в 1683 г. епископом де-Моллинедо. Над центральным алтарём церкви, в урне, хранится его сердце.
На площади Назаренас находится Музей искусства доколумбового периода. В этом здании в 1450 г. размещался инкский театр. В 1580 г. здание принадлежало конкистадору Алонсо Диасу. В связи с открытием в нём в 2003 г. музея оно было полностью отреставрировано.

Сан-Блас — самая старая приходская церковь Куско. Собор имеет прямоугольные помещения и кирпичные стены, которые после землетрясений 1650 и 1950 гг. частично заменили каменными. В нем два портала, выходящие на просторные площади, и каменная башня с колокольней, сменившая после землетрясения 1950 г. старую кирпичную. Главная достопримечательность Сан-Бласа — филигранной работы кафедра из кедра в стиле испанского барокко, являющаяся шедевром континентального значения. Следуя канонам, кафедра имеет балкон, акустический купол и галерейный вход. Вероятнее всего, средства на её создание предоставил в конце XVII в. епископ Мануэль де-Моллинедо.

Неподалёку от музея располагается семинария Сан-Антонио Абада, принадлежащая к числу самых красивых и хорошо сохранившихся памятников религиозной архитектуры города. Её строительство началось в 1598 г. по указанию епископа Антонио дела-Райа и продолжалось около 100 лет. С 1692 г. это учебное заведение стало называться Королевским и Папским университетом под покровительством епископа де-Моллинедо.

Внутренний двор монастыря Санто- Доминго.
Внутренний двор монастыря Санто- Доминго.

На северо-восточной окраине Куско раскинулся район Сан-Блас с узкими, извилистыми улицами, изобилующими крутыми подъёмами и спусками. В доколониальный период он был заселен преимущественно инкскои знатью. В середине ХМ в. здесь с целью воспитания местного населения в духе католицизма был возведён собор одноимённого названия.
В радиусе от полутора тысяч метров до нескольких десятков километров от Куско расположен ряд очень известных или просто знаменитых памятников инкской цивилизации — объектов постоянного паломничества туристов. К числу важнейших из них относятся руины возведённой из огромных гранитных блоков крепости Саксайуаман, а также места совершения культовых обрядов Кенко Гранде и Кенко Чико (Кенко большой и Кенко маленький), представленные как наружными сооружениями и сложными мистическими изображениями на скалах, так и прорубленными в скале подземными лабиринтами. Однако наибольший интерес, пожалуй, вызывает цитадель Мачу-Пикчу, обнаруженная учёными лишь в 1911 г. Этот священный для инков город никогда не упоминался в испанских хрониках, так как испанцам не удалось его обнаружить. Не оставили о нём письменных свидетельств и инки. Инки считали Куско центром мира.

Инская женская фигурка идола. Золото. Археологический музей Куско.
Инская женская фигурка идола. Золото. Археологический музей Куско.

Размеры империи, столицей которой был этот город, величественные крепости и дворцы, неисчислимые богатства, замечательные ювелирные изделия инков, уровень их культуры, безусловно, давали им основание для такого утверждения.
Но и сейчас, спустя столетия, Куско является одним из центров мировой культуры, а многие тайны инкской цивилизации до сих пор не разгаданы. Наследие инков дополнилось шедеврами колониального периода, и этот очень болезненный для доколумбовых памятников опыт синтеза двух великих культур уникален, чрезвычайно любопытен и поучителен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art