Народные художественные промыслы
Это промыслы которые складывались годами и сохранились до нашего времени виды народного творчества. Это уникальные памятники культуры.
Все народы еще в начале своей цивилизации пытаясь выразить свое понимание окружающего мира, восхищались красотой и величием природы. Они искони создавали легенды, рассказы, красочные празднества и обряды, песни и пляски и т.д. Весь окружающий предметный мир они украшали рисунками, взятыми из окружающего их природного и животного мира, и стремились сделать бытовые вещи не только практически удобными, но и красивыми.
Народное искусство всегда радостно, красочно и оптимистично. Оно показывало их любовь к жизни, жизненную стойкость народа. Оптимизм свойствен творчеству всех народов мира. Черты национального характера, обусловленные окружающей природой, жизненным укладом, историей, эмоциональный, психологический складом народа всегда предопределяют духовное содержание и самобытный характер созданных руками народа предметов. Их духовная выразительность и сейчас вызывает интерес ко всем формам народного искусства.
Народные промыслы в СССР всегда пользовались всеобщим признанием. Известно, что большое внимание их развитию уделял В. И. Ленин. Народные ремесла нашей страны в 1920—1930-е годы создавались на основе традиций и уклада народа. За полвека в них выросло много талантливых мастеров, творчество которых вошло в историю советского искусства. В последнее время народные промыслы переживают пору возрождения.
Большую роль в этом сыграло постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1975). Мы с полным основанием называем это постановление историческим, так как оно сыграло исключительную роль в возрождении и развитии народного искусства нашей многонациональной страны.
Буквально в первые же месяцы после постановления было сделано очень многое для дальнейшего развития народного искусства и творчества народных мастеров. Теперь, по прошествии более пяти лет, видно, какие объединенные усилия, какие материальные вложения внесло государство в развитие народного искусства каждой республики. В эту работу вовлечены общественные, государственные и особенно партийные организации, с участием которых разрешались все важные, как крупномасштабные, так и местные, проблемы развития народного искусства.
За это время восстановлены и успешно развиваются забытые промыслы во многих районах: голубая керамика — в Средней Азии; пензенская игрушка; синяя набойка и алванские кошмы в Грузии; вышивки в Рязанской области; изделия из меха с вышивкой бисером в Якутии; каргопольская игрушка; ряд промыслов в Башкирской, Татарской, Удмуртской, Мордовской, Коми АССР, в Архангельске — изделия из мореного дерева и т.д. В Белоруссии, где во время Великой Отечественной войны погибли традиционные промыслы, идет их широкое возрождение.
Открываются новые музеи народного искусства и отделы народного искусства почти во всех действующих художественных и краеведческих музеях. Открыты музеи народного искусства на Украине, в Литве, Узбекистане, Азербайджане и других республиках.
В Москве открыт Музей декоративно-прикладного и народного искусства Российской Федерации. Планируется создание музеев народного искусства в Белорусской, Эстонской и других республиках.
Ведется работа по реализации постановления ЦК КПСС по народным художественным промыслам в республиках в содружестве Союза художников, министерств культуры, министерств местной промышленности и других заинтересованных организаций.
Хотелось бы отметить — некоторые министерства предпринимают значительные усилия для возрождения народных промыслов. Замечательных успехов добилось Министерство лесной промышленности УССР, воссоздавшее на самом высоком качественном уровне резьбу по дереву в традициях подлинно народного искусства.
Его образцы говорят о высоком понимании самой природы народного искусства.
В 1977—1978 годах, в преддверии всесоюзной выставки, республиканскими министерствами культуры и союзами художников совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, были проведены республиканские выставки произведений мастеров народных художественных промыслов. Они явились широким смотром многообразия видов и жанров народного художественного творчества и способствовали возрождению забытых промыслов, выявлению молодых талантливых мастеров.
По итогам выставок были организованы конференции, семинары, на которых всесторонне рассматривались актуальные проблемы состояния народных промыслов и перспективы их дальнейшего развития.
В 1979 году в Москве, в Центральном Доме художника состоялась Всесоюзная выставка произведений мастеров народных художественных промыслов. На ней были представлены работы, выполненные за последние годы мастерами всех союзных республик.
По представленным произведениям можно было убедиться, что современное народное искусство развивается в разнообразных формах существования в каждом районе, в каждой республике — на основе исторического опыта и традиций и новых требований общества. В последнее время многие произведения декоративно-прикладного народного искусства, утрачивая свою первичную бытовую функцию, приобретают еще большую художественную, эстетическую значимость. Они входят в жизнь и быт советского человека как художественная ценность.
Далеко не безразлично, как и какими вещами пользуется в жизни человек. Предметный мир, как подлинная «вторая природа», созданная человеческой культурой, всегда влияет на духовный склад человека и образ его жизни.
Произведения народного искусства не только радуют нас своими художественными достоинствами. Они всегда и обязательно имеют воспитательное, то есть идейное, духовное значение. Сегодняшнее традиционное народное искусство — не окостенелая ремесленная форма труда, а творческая художественная деятельность современника, чутко реагирующего на требования эпохи.
Предметы народного искусства вошли в современную жизнь, в современную архитектуру, в квартиру, на улицу, в парк, в одежду, в народные празднества, международные фестивали и т.д. Народное искусство участвует в формировании предметной среды социалистического общества, оно входит слагаемым в большой синтез искусств. Оно участвует в строительстве новой социалистической культуры и формировании духовного мира советского человека. Оно рождено народом, и оно же духовно обогащает каждого!