Николай Николаевич Ге

Николай Николаевич Ге
Н. Ге. Тайная вечеря. Масло. 1861—1863

Николай Николаевич Ге

В конце лета 1863 года молодой художник Николай Ге привез из Италии в Петербург картину «Тайная вечеря». От него не ждали произведения интересного: учился он неровно, да и сама его жизнь была какая- то импульсивная.
А действительность эта была поистине взрывоопасна. Совсем недавно был подписан манифест об отмене крепостного права. Из Лондона гудел набат герценовского «Колокола», призывая Русь к топору. Волна восстаний от Казани докатилась до Варшавы.

Н. Ге. «Что есть истина» Масло. 1890.
Н. Ге. «Что есть истина» Масло. 1890.

Зрители толпились у произведения, затевались споры: «Почему над головой Христа отсутствует нимб?» — «Да потому, что это не икона, где показывается церковный символ, а картина, изображающая действительность…» Отчаянно поносили Ге газетные рецензенты. Итог жесточайших споров вокруг полотна подвел М. Е. Салтыков-Щедрин, сказав, что «Тайная вечеря», как всякое крупное явление искусства, есть событие не в одной только живописи, но прежде всего в общественной жизни, а потому и борьба вокруг картины — борьба политическая».
В портрете художник сфокусировал все внимание на лице мыслителя. Властитель дум целого поколения смотрит на зрителя, как бы сравнивая только что увиденное с воспоминаниями.
Эскиз картины Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад» был написан в 1888 году. Медленно, со ступеньки на ступеньку спускаются участники шествия. Кончилась вечеря, кончилась последняя беседа учителя с учениками. Странно одинокая, несмотря на их присутствие, фигура Христа рисуется на черном небе. Луна обливает мертвенным светом закутанные в хитоны фигуры его последователей. Эскиз впечатляет контрастами света и тени, холодных тонов и горячего всполоха киновари, величавого спокойствия фигуры приостановившегося Христа и убыстренного ритма уходящих.

Н. Ге. Голова апостола Иоанна. Этюд для картины «Тайная вечеря ». Масло. 1862
Н. Ге. Голова апостола Иоанна. Этюд для картины «Тайная вечеря ». Масло. 1862

Через два года Ге создает новое полотно — «Что есть истина?». Здесь столкновение двух начал — “физического» и “духовного» — обострено предельно. В древнем мифе рассказывается о беседе римского наместника Понтия Пилата с Христом.
Композиция строится на контрастах. На холсте освещенный солнцем жизни самодовольный Пилат и оставшийся в тени, изможденный нищий. На осунувшемся лице Христа живут только сверлящие глаза — истина есть, жива, будет жить! Тень от фигуры Пилата как бы проводит границу между двумя судьбами.
По письму обер-прокурора синода Победоносцева царь распорядился картину с выставки снять. Но ее увидело множество людей в Европе и Америке на специально организованных выставках. Однако зарубежные рецензенты подчас слишком прямолинейно соотносили ее с современностью. А связи эти были более сложными.

Н. Ге. Автопортрет. Масло. 1892.
Н. Ге. Автопортрет. Масло. 1892.

Трагическое мировосприятие Ге выявилось и в другой картине, точнее — цикле картин, изображающих казнь Христа. Согласно евангельскому мифу казнь происходила на холме Голгофе в окрестностях древнего Иерусалима. Христа распинали на кресте вместе с разбойниками, тем самым еще раз принижая его в глазах сограждан. На этот сюжет написано бесконечное множество картин. В них Христос предстает великомучеником, вокруг которого близкие ему люди. Десять лет Ге мучительно искал свою трактовку трагического события. Набрасывал эскизы, писал холсты, почти заканчивал их,— и начинал все заново. Теперь для него смерть Христа — катастрофа, перед мрачной грандиозностью которой блекнут всяческое морализирование и проповедничество. Насущной задачей мастера становится воспроизведение натуры не в привлекательном, а в выразительно-отталкивающем виде. Под кистью Ге рождались новые каноны красоты, невиданные ранее образы.

Н. Ге. Облака. Фраскати. Этюд. Масло. 1859.
Н. Ге. Облака. Фраскати. Этюд. Масло. 1859.

В неоконченной картине «Голгофа» событие показано накануне. В ужасе стиснул осужденный Христос виски — на его лице отчаяние и боль безысходности, гримаса человека, уставшего страдать. Один раскаявшийся разбойник обреченно опустил голову. Другой истово клянет палачей, в глазах его злоба, судорожно напряглись мышцы. Фиолетовые, охристые, синие тона с редкой убедительностью передают обжигающий зной пустыни.
В «Распятии» 1892 года на умирающего Христа смотрит раскаявшийся разбойник. Исступленное изображение казни на кресте не является здесь самоцелью для живописца. Им движет глубоко нравственное стремление будить совесть зрителя: необходимо, призывает Ге, совершенствоваться, нужно делать даже казнь темой живописи.
Живописец с редкостной отдачей продолжает работать над «страстным» циклом. В «Распятии» 1894 года Христос изображен умершим. Последние слова его — о любви к ближнему — обращены были к разбойнику. Картина — выражение протеста против общепринятой морали приукрашивания, маскировки истинных противоречий. Низведение Христа до безобразного, внешне убогого человека, духовное возрождение падшей личности разбойника — здесь целая нравственная программа.
Картина потрясала. Царь Александр III приказал на передвижную выставку «эту бойню» не допускать. Художник поместил полотно на квартире знакомых, куда по запискам приходили сотни людей. Сюда учительница Н. К. Крупская привела своих учеников из вечерней воскресной школы.

Н. Ге. Голова апостола Андрея. Этюд для картины «Тайная вечеря ». Масло. 1862.
Н. Ге. Голова апостола Андрея. Этюд для картины «Тайная вечеря ». Масло. 1862.

Искусство Ге, используя мифологические образы, обращалось к жгучим проблемам времени. Ге не видит истинных «пружин», которые двигают механизм общественной жизни. Он мечтатель, который наивно верит, что можно изменить социальное бытие общества лишь путем убеждения.
Возможно, мог бы начаться в творчестве мастера новый этап. Не случайно он сообщил молодым художникам, что заканчивает цикл картин из жизни Христа, а потом перейдет на другое. Ге был полон планов, ему хотелось окунуться в европейскую художественную жизнь, познакомиться с представителями нового искусства. Но художник умер внезапно, вернувшись на свой хутор из Москвы, где выступал с речью на первом съезде русских художников и любителей художеств (1894).
Ге живописец особый — философ, неповторимый мастер иносказания. Он предйтает перед нами подлинно оригинальным творцом, который возвышается над художниками-современниками как мыслитель, как выразитель конфликтного характера эпохи. Недаром Николай Ге, по общему признанию, представляет собой одну из самых высокотворческих индивидуальностей в русской живописи второй половины XIX столетия.

Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Фрагменты. Масло. 1871.
Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Фрагменты. Масло. 1871.
Н. Ге. Портрет Н. И. Петрункевич. Масло. 1893.
Н. Ге. Портрет Н. И. Петрункевич. Масло. 1893.
Н. Ге. Портрет писателя А. И. Герцена. Масло. 1867
Н. Ге. Портрет писателя А. И. Герцена. Масло. 1867
Н. Ге. Распятие. Масло. 1894.
Н. Ге. Распятие. Масло. 1894.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art