Олени и скифское золото

Олени и скифское золото
Четыре разделителя ремней — украшения узды
IV век до н. э.
Золото. Высота 2,4-2,5 см, ширина 1,7 см Курган

Одним из основных сюжетов изображений в своеобразном искусстве ранних кочевников были олени, обитавшие на широких просторах Евразии. Для скифо-сибирского «звериного стиля» номадов Евразийского пояса степей характерны стилизованные изображения сильных и быстрых животных в определенных позах, выполненные с помощью специфических приемов.

«Звериный стиль», как правило, использовался в оформлении оружия и конской узды. Изображения «скифского» оленя известны на всей территории евразийской степной зоны. Животные показаны преимущественно в двух позах: стоя или с подогнутыми ногами, вытянутой вперед шеей и поднятой головой. Изображения таких лежащих или «летящих» оленей, часть которых выполнена на так называемых оленных камнях, были распространены в Прикубанье, Северном Причерноморье, в Воронежской лесостепи, встречаются в Центральной Европе, на Северном Кавказе, на Памире, в Казахстане, в Западной Сибири, в Минусинской котловине, Туве, Монголии, Забайкалье и в Ордосе. Все они очень близки друг другу.
Изображения оленей появляются в «скифском мире» в VII в. до н. э. Лишь в отдельных регионах они характерны для эпохи бронзы. Одним из таких районов является Северный Кавказ, где в бронзовом веке в кобанской археологической культуре были достаточно распространены изображения этих животных, стилистически не имеющие общих черт со скифским образом оленя. Тем не менее, скифские изображения, попав на эту территорию, нашли здесь хорошо подготовленную почву для развития (см.: Членова Н.Л. Скифский олень // Материалы и исследования по археологии СССР No 115. М. 1962).
Поразительны выполненные в «зверином стиле» сцены терзаний хищниками (орел, грифон, медведь) копытных животных, в которых одновременно сочетаются фантастичные и реалистичные черты. В ряду великолепных произведений искусства древних кочевников стоит роговая пластина из могильника Пятимары I, хранящаяся в Государственном Историческом музее. На этой пластине, принадлежащей к лучшим образцам савроматской резной кости эпохи расцвета звериного стиля в первой половине V в. до н. э., изображена сцена борьбы двух хищников и копытного животного (возможно, оленя).
В искусстве ранних кочевников евразийских степей использовались различные материалы — дерево, бронза, кость, но одним из любимых и востребованных являлось золото. Мифические существа с львиным туловищем, змееподобной шеей и орлиной головой — грифоны — известны как в греческом, так и в варварском искусстве. Упоминаемые же древними авторами Рипейские горы — это, согласно мнению различных ученых, либо Уральские, либо Алтайские горы. Именно в этом регионе и были созданы шедевры Филипповских и пазырыкских курганов.

Олени и скифское золото

Наиболее образно сообщает о мифических обитателях этого региона прикованный к скале Прометей (Эсхил.
Картины этого мифологического мира охотно представляли греческие мастера в далеких Афинах, в частности, на пеликах «керченского стиля», во множестве найденных в городах Северного Причерноморья.
Значение золота для варваров-кочевников было очень высоко — с его помощью скифская, а затем и сарматская знать, подчеркивала свою власть и богатство.
Как писал СВ. Киселев, «при всем блеске золота оно часто граничило с бутафорией». Возможно, в потустороннем мире деревянные олени из Филипповки, в действительности лишь обтянутые золотой фольгой, должны были, по замыслу их создателей, стать золотыми и сопровождать своего владельца в вечность. Как считает Б.А. Литвинский, этот драгоценный металл символизирует также царскую власть (триада «царь» — «огонь» — «золото»).
Сложной была и реконструкция чаш, поскольку от них сохранились только золотые накладки, а деревянная основа была полностью утрачена. Но конфигурация и размеры золотых оковок дали основание для надежного и достоверного восстановления формы и облика всего сосуда. Основы чаш изготавливались из композитных материалов путем наращивания их на каркасы из стальной, латунной или медной сетки. После тонировок на основаниях чаш укреплялись золотые накладки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art