Самарканд

Вид на гор площади Регистан
Вид на гор площади Регистан

Самарканд: любимое детище Тимура.

Когда говорят о Самарканде, в памяти всплывают образы его средневековых построек — купола и минареты мечетей, геометрически выверенные своды медресе и разноцветные сталактиты порталов мавзолеев. Средневековый облик доминирует в городе, хотя сегодня большую часть его территории занимают современные постройки.

О древней Мараканде есть лишь косвенные данные. До сих пор нет полной ясности относительно названия города. Очевидно, что «канд» — это искажённое «кент», т. е. «селение», «город». Археологические раскопки позволяют отнести первые поселения к IV или III тысячелетию до н. э., но сам город назывался в то время Афросиаб. Расположенный на границе пустыни Кызылкум, на берегу реки Зеравшан, Афросиаб был столицей Согдианы, исторической области между Амударьёй и Сырдарьёй.

Жители Согдианы выращивали пшеницу, рис, просо и люцерну, разводили сады и виноградники. Во II—I вв. до н. э. им уже было известно искусственное орошение.
…Весной 329 г. до н. э. греко-македонская армия за 15 дней совершила труднейший марш-бросок из Северной Индии через Гиндукуш и вторглась на территорию Средней Азии. Переправившись через Амударью, войска двинулись к Мараканде и захватили город. Около 306 г. до и. э. он вошёл в состав государства Селевка (312—280 гг. до н. э.), одного из наследников империи Александра Македонского. Скоро Мараканда стала важным пунктом на пересечении торговых караванных путей, способствуя активному взаимодействию культур стран Средиземноморья и Дальнего Востока. В античную эпоху через Мараканду проходил знаменитый Великий шёлковый путь, проложенный ещё во времена Римской империи и соединивший Индию, Византию, Китай, Тибет, Иран и Скифию.

Великий учёный Абу Рейхам аль-Бируни с горечью описал деяния захватчиков: «Всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность, кто хранил предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось прошлое мраком, и нет истинных знаний о том, что было известно из истории во времена пришествия к ним ислама».

Миниатюра к расписной книге стихов Низами
Миниатюра к расписной книге стихов Низами

В 712 г. и. э. арабы двинули 20-тысячное войско на осаду города, который они называли уже Самаркандом. Осада длилась около месяца. Но войска под предводительством Кутейбы ибн-Муслима сумели прорваться в город через пробитые таранами бреши в стене и разграбили его. Арабы вывезли из Самарканда несметное количество сокровищ, храмы и многие дома сожгли. Не желая покоряться неприятелю, жители постоянно роптали и бунтовали. Так продолжалось вплоть до распада Арабского халифата, начавшегося в IX в.
Местные династии Тахиридов, затем Саманидов, правившие в IX—X столетиях, восстановили город, вернули в него людей искусства и науки. Среди выдающихся деятелей того времени был Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммед Рудаки, которого называли «предводителем каравана самаркандских поэтов и военачальником войска красноречивых». В Самарканде в 70-х гг. XI в. жил великий Омар Хайям, «царь философов Востока и Запада».

Старый город
Старый город

В XI—XII вв. город настолько разросся, что в южном пригороде стал складываться «внешний город >. обведённый новым кольцом стен. Весной 1220 г. Чингисхан подошёл к стенам Самарканда и осадил его. Монголы применили излюбленный приём, о котором рассказал Мэи-Хун, китайский историк, современник Чингисхана: Всякий раз, когда монголы хотят взять большой город, то сначала нападают на малые места, берут в плен тамошних жителей и гонят их на осад. Пока жители города сражались за каждый метр, имамы города открыли неприятелю ворота Самарканда. Город был практически уничтожен. По свидетельству китайского монаха Чан-Чуня, посетившего Самарканд после его разграбления монголами, из 400 тыс. населения в городе осталась одна четвёртая часть. Больше 30 тыс. ремесленников попали в плен.

Узбекское блюдо. Музей Виктории и Альберта. Лондон IX-X вв.
Узбекское блюдо. Музей Виктории и Альберта. Лондон IX-X вв.

Состояние политической раздробленности и беспомощности сделало Среднюю Азию лёгкой добычей для завоевателей. Одним из них стал Тимур, первоначально лишь военачальник Туглук-Тумура, одного из родителей великого хана.
Женившись на дочери чагатайского хана, Тимур вошёл в семейство потомков Чингисхана. Он сумел создать собственную армию и, пользуясь распрями между феодалами, начал завоевание соседних государств. В результате под его власть попали многие государства Азии, включая Иран и Индию. По сообщениям летописцев, войска Тимура возвращались из покорённых городов, оставляя за собой пирамиды из человеческих черепов.

Площадь Регистан.

Площадь Регистан.
По замыслу Тимура величие и красота Самарканда должны были затмить все столицы мира. Арабский историк Ибн Арабшах, живший в середине XV в., писал, что, дабы придать величие столице, он называл небольшие соседние поселения именами покорённых им городов — Миср (Каир), Димашк (Дамаск), Багдад.

В 1370 г. после завоевания Средней Азии Тимур провозгласил себя государем и, подчинив территорию Мавераннахра, сделал Самарканд столицей. Под его властью Средняя Азия пережила эпоху расцвета искусства и культуры. Но главное внимание Тимур уделил столице империи — Самарканду.
Из Хорезма, Ирана, Индии и других покорённых стран по его приказу в Самарканд были согнаны тысячи пленных — умелых ремесленников, работавших на строительстве цитадели, дворцов и мечетей. В 1371—1372 гг. Самарканд окружили новой семи километровой стеной с шестью воротами.

Бехзад Кеммаледдин из Герата. Строительство мавзолея Тимура в Самарканде. Конец XV в.
Бехзад Кеммаледдин из Герата. Строительство мавзолея Тимура в Самарканде. Конец XV в.

Испанский диппломат и путешественник Клавихо, побывавший в Самарканде во времена Тимура, писал: хотел возвеличить этот город, что, какие страны он ни завоевывал и ни покорял, отовсюду привозил людей чтобы они населяли город и окрестную землю; особенно старался он собирать мастеров по разным ремеслам… Столько всякого народу собрал он (Тимур) со всех земель в этот город… что всего говорят, было больше 150 тыс. человек. Между ними было много людей разных племён: турок, арабов, мавров и других народов, армянских христиан и греков…». Следует отметить, что в Париже, крупнейшем после Константинополя городе того времени, проживало до 200 тыс. человек.

Все здания ансамбля Шах-и-Зинда (Могила живого правителя) украшены полихромной керамикой. Плитки и мозаичные панно, сверкающие под лучами солнца, были изготовлены местными гончарами и колористами, хотя прослеживается подражание китайской керамике династий Сун и Мин. Многочисленность зданий, где применялась подобная керамика, свидетельствует о том. что в Самарканде сошлись китайские, персидские и местные культурные традиции.
Все здания ансамбля Шах-и-Зинда (Могила живого правителя) украшены полихромной керамикой. Плитки и мозаичные панно, сверкающие под лучами солнца, были изготовлены местными гончарами и колористами, хотя прослеживается подражание китайской керамике династий Сун и Мин. Многочисленность зданий, где применялась подобная керамика, свидетельствует о том. что в Самарканде сошлись китайские, персидские и местные культурные традиции.

Строились мечети и медресе (религиозные школы), хамамы (бани). В западной части города поднялась цитадель с резиденцией Тимура, обведённая стеной высотой 8 м. Внутри цитадели был построен дворец Кок-Сарай с роскошным приёмным залом. В цитадель вели двое ворот. Первые выходили на главную площадь города — Регистаи, где проходили все важные церемонии. Сюда въезжал на коне сам Тимур, возвращавшийся из очередного похода, а сопровождавшие его воины везли на пиках отрубленные головы врагов. Здесь же совершали казни и объявляли указы Тимура.
Западнее Регистана находится самый красивый памятник города—ансамбль Шах-и-Зинда. Название связано с мавзолеем Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада. По легенде, в 676 г. Кусам, пропагандируя ислам, добрался до Самарканда. Однажды разбойники напали на него во время молитвы и обезглавили. Тем не менее Кусам завершил молитву, поднял свою голову и ушёл. Погребальный комплекс представляет собой несколько купольных сооружений, в том числе две мечети для совершения ритуальных обрядов.

Двор Тамерлана. Миниатюра. XV в.
Двор Тамерлана. Миниатюра. XV в.

Масштабы строительных замыслов правителя отвечают дер зости его политических притязаний. В 1398 г., после победы над делийским султаном, он решил построить в Самарканде самую большую в мире мечеть. Именно соборная мечеть Биби- Ханым, названная в честь жены правителя, призвана была стать символом его могущества. Мечеть возвели в 1404 г. (незадолго до смерти правителя) и украсили всеми известными в ту пору средствами: мозаиками из обычного и поливного кирпича, майоликой, вставками резного мрамора и мраморными панелями, настенной росписью и накладными золочёными украшениями из папье-маше. Придворный историк Али Йезди посвятил мечети такие строки: «Купол её был бы единственным, если бы небо не было его повторением, единственной была бы арка, если бы Млечный Путь не был её парой!». Однако судьба мечети оказалась трагической: вскоре случилось землетрясение, и на головы мусульман посыпались кирпичи — в строительстве купола были допущены ошибки. Землетрясение 1897 г. довершило разрушение здания. Но даже руины мечети с её проломленным двойным куполом, облицованным бирюзовой плиткой, поражают современных посетителей смелым замыслом средневековых зодчих Востока.

Мечеть Биби-Ханым
Мечеть Биби-Ханым

В 1404 г. был сооружён великолепный мавзолей Гур-Эмпр, ставший усыпальницей Тимура и его мужских потомков. Он строился под присмотром Мухаммеда Султана, внука Тимура. Случилось так, что молодой царевич погиб в возрасте 29 лет, и его первым погребли в мавзолее, ещё до самого Тимура. Впоследствии гам нашли упокоение Тимур и его преемники— LLIaxpvx и Улугбек. В июне 1941 г. могила «грозы Востока и Запада» была вскрыта. Знаменитый антрополог М. Герасимов подтвердил наличие на теле Тимура следов от ран. полеченных им в битвах. Там же учёный нашёл устрашающую надпись. предупреждавшую о непременном бедствии, которое постигнет тех. кто потревожит покои усопшего…

Мечеть Биби-Ханым
Мечеть Биби-Ханым

По описаниям, ансамбль мечети Биби-Ханым занимал прямоугольный двор 130 x 102 м. На его западной стороне была возведена главная мечеть, на северной и южной — расположены малые мечети Весь внутренний двор был выстлан мраморными плитами и обнесён крытой галереей, вход в него оформлен в виде портала с двумя круглыми минаретами высотой 50 м. Фасад соборной мечети был также украшен порталом и двумя минаретами.

В период правления Тимуридов в Мавераннахре была значительно расширена площадь плодородных земель и ирригационных каналов. Ведомости о налогах с торговли и доставке в Самарканд экзотических товаров свидетельствуют о покровительстве правителей торговле шёлком и специями, о поощрении обучения ремёслам, связанным с общественными и архитектурно-строительными работами.
После смерти Тимура в 1405 г. в стране разгорается междоусобица. Победу в ней одержал Шахрух, сын Тимура, который предпочёл жить в Герате. А Самарканд вместе с Мавераннахром он отдал в управление своему сыну Улугбек)’, служившему до этого наместником в Самарканде. Именно тогда молодой царевич начал строить огромное медресе, а затем знаменитую обсерваторию, в основание которой он заложил первый камень. Было ему в ту пору 26 ле г.
Страстно увлечённый всеми областями знаний, Улугбек ввёл в своём медресе преподавание математики и прочих наук, создав первый в исламском мире исследовательский центр. Грандиозный план самаркандского медресе Улугбека стал образцом для многих учебных заведений, построенных и им самим (в Бухаре), и его последователями в других городах.
Символично, что Улугбек не возвёл большой мечети, зато оставил потомству учёные трактаты и медресе, где постигались законы мироздания.

«Улугбек, — писал его современник Давлатшах, — был падишахом-учёным, справедливым, могущественным и великодушным. Он достиг высокой степени учёности и глубоко проник в суть вещей… В геометрии он был подобен Евклиду, а в астрономии — Птолемею… Он велел построить в Самарканде высокое медресе, равного которому по красоте и соразмерности пропорций нет во всём мире…»

Мемориальный музей Улугбека.
Мемориальный музей Улугбека.

Не интересовали его и военные подвиги — он всецело посвятил себя астрономии. В его обсерваторию стекались знаменитые астрономы и математики со всей Азии. К 1437 г. под руководством Улугбека они составили астрономические таблицы «Зинджи-гураган», с невероятной точностью определив положение Солнца. Луны, планет и 1018 звёзд. 11о расчётам Улугбека, длительность календарного года — 365 дней 6 часов 10 минут и 8 секунд (погрешность всего менее минуты). Обнаруженная в 1648 г. в Оксфорде одна из копий таблиц подтвердила славу Улугбека как одного из величайших учёных Средневековья, приравняв его к Иоганну Кеплеру и Тихо Браге.
Жизнь Тимуридов в Самарканде сосредоточивалась вокруг Регистана. Но свой современный вид центральная площадь получила в XVII в., когда эмир Ялангтуш из узбекского рода Атчин украсил её двумя новыми медресе — Тиля-Кари и Шердор. где обучались лучшие умы той эпохи. Характерно, что при строительстве этих здании широко использовались иранские приёмы зодчества. В частности, в декоре применялась техника хафтранги (семь цветов), благодаря которой все внешние и внутренние поверхности покрывались затейливыми узорами из керамической плитки или поливного кирпича. Каскадами сталактитов укреплены своды ниш и михрабов, поверхности стен, барабаны куполов украшены орнаментальными арабскими надписями, сделанными в стилях сульс и насхи.

Интерьер медресе Шер-Дор.
Интерьер медресе Шер-Дор.

Интерьер медресе Шер-Дор.
Медресе Шер-Дор (Обитель львов) было построено в Самарканде на площади Регистан через 200 лет после того, как на ней появилось медресе Улугбека.
Строилось оно почти 17 лет (1619-1636 гг.), архитектор Абдул Джаббар практически полностью повторил ансамбль медресе Улугбека, правда, в несколько иных пропорциях.

Медресе Улугбека. Величественный портал со стрельчатой аркой дополняют высокеи минареты по углам. Над входной аркой — мозаичное панно с геометрическим орнаментом. Во дворе квадратной формы находятся мечеть, злы и жилые комнаты. Это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV в. Здесь читал лекции сам Улугбек, во времена правления которого медресе было центром светской науки.

Купол медресе Шер-Дор
Купол медресе Шер-Дор

В XVI в. узбекские правители Шайбаниды, пришедшие на смену Тимуридам, перенесли столицу в Бухару, и Самарканд стал утрачивать своё значение, а несколько крупных землетрясений превратили его в город-призрак. В конце XVII и первой половине XVIII в. город неоднократно подвергался набегам кочевников. Перелом в судьбе Самарканда произошёл в конце 70-х гг. XVIII в. В ветшавшую и обезлюдевшую бывшую столицу переселили жителей из соседних городов и кишлаков, что способствовало возрождению города.

Медресе Улугбека
Медресе Улугбека

В 1841 г., во время присоединения Туркестана к России, проездом в Бухару в Самарканде побывал русский дипломат Н. В. Ханыков, написавший: «Город окружён высокой стеной протяжённостью 14 вёрст, с башнями и шестью воротами. На ночь ворота запирались, и стража вновь их открывала только утром. Это был благоустроенный город, окружённый садами.
В каждом квартале имелся водоём, а по многочисленным арыкам текла вода». В 1868 г. Самарканд стал административным центром Зарафшанского округа, а с 1887 г. — Самаркандской области. После того как начала действовать Закаспийская железная дорога, город получил новый импульс для своего развития.
Археологические исследования подтвердили, что история Самарканда уходит в глубь тысячелетий. В самом центре города была обнаружена стоянка человека эпохи верхнего палеолита. Эти новые факты биографии города по праву позволяют отнести Самарканд к древнейшим городам мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art