Таир Салахов

Таир Салахов
Т. Салахов. Гладиолусы. Масло. 1958.

Таир Салахов

Советское изобразительное искусство послевоенных лет примечательно появлением плеяды талантливых художников, оказавших и оказывающих сегодня серьезное влияние на развитие многонационального нашего искусства. Это Гелий Коржев, Таир Салахов, Владимир Гаврилов, Владимир Стожаров, Лео Лангинен, Гедиминас Иоку-бонис, Михаил Савицкий, Афанасий Осипов и другие. Они приняли творческую эстафету знаменитых своих предшественников, замечательных деятелей русской художественной культуры и зачинателей советского изобразительного искусства — С. В. Герасимова и А. А. Дейнеки, Б. В. Иогансона и А. А. Пластова, М. С. Сарьяна, К. Ф. Юона, В. И. Мухиной.

Т. Салахов. Старые Раманы. Масло. 1974.
Т. Салахов. Старые Раманы. Масло. 1974.

Имя Салахова — моего близкого друга, товарища, коллеги — занимает в этом ряду особое место. Представитель Азербайджана, где до Великого Октября практически не существовало станковой живописи, он стал одним из ведущих наших художников, известным общественным деятелем, педагогом. Он как бы олицетворяет судьбу своей республики, взлет и развитие которой в дружной семье народов Советского Союза видны сегодня особенно отчетливо.
Родился Салахов пятьдесят лет назад — в 1928 году в Баку. Учился в изостудии Дома пионеров, в Азербайджанском художественном училище имени А. Азим-заде, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. В 1951 году перевелся в Москву, в Суриковский институт, работал в мастерской Петра Дмитриевича Покаржевского. Азербайджанцев в институте было много. И какие все интересные художники, верные друзья, хорошие ребята! Микаил Абдуллаев, Абдул-Халык, Веджия Самедова. Мне посчастливилось учиться одновременно с группой этих молодых художников. Я видел, с каким трепетом и старанием осваивали они школу крупнейших наших мастеров, овладевали трудной грамотой искусства.

Т. Салахов. Над Каспием. Масло. 1961
Т. Салахов. Над Каспием. Масло. 1961

Картина «С вахты» была дипломной работой Салахова. Группа парней и девушек возвращается с работы. Они идут навстречу порывистому ветру. Соленые брызги бросает им в лицо море. И чайки, касаясь крылом волны, словно приветствуют уставших, на славу потрудившихся людей. Уже в этом полотне четко обозначилось его художническое лицо, проявилось то ответственное отношение к своему труду, без которого невозможно представить сегодня действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР Таира Салахова.
Что главное в его творчестве? Острое чувство современности. Салахову близки традиции Александра Александровича Дейнеки с его современными ритмами, выразительной линиеи, динамичными силуэтами. Повлиял на него и Павел Дмитриевич Корин — особенно в портретном жанре. Убежден, что один из самых интересных портретов в советском изобразительном искусстве — это салаховский «Портрет композитора Кара Караева», глубокий по смыслу, мастерский по композиционному решению. Художник нашел свои особые, скупые краски, выразительные и живые. Здесь нельзя не заметить влияния его учителей. Но это Салахов! Он воспринимает в движении, развивает многообразные традиции русской и советской живописи. И одновременно мы видим национального советского художника, азербайджанца. Это важная характеристика его творчества. Оставаясь по природе своей национальным, художник так чувствует ритм жизни, так искренне, всей душой служит высоким идеалам современности, что его творчество — и это подлинное счастье! — делается близким людям любой национальности, становится интернациональным. Салахов — художник нового времени, новой исторической общности — советского народа.

Т. Салахов. Оля. Цветные карандаши. 1965.
Т. Салахов. Оля. Цветные карандаши. 1965.

Он замечательный художник-жанрист, приверженец и мастер станковой картины. Тема современной действительности, связи художественного творчества с трудовой жизнью народа — главная тема для всего нашего искусства. Таир Салахов постоянно разрабатывает, развивает тему труда советского человека. Наиболее выразительной, яркой работой в этом плане можно считать его «Ремонтников». В картине мы видим характерный салаховский композиционный строй, сдержанность и темперамент, основательность образного построения. Рабочие идут на катере к нефтяным вышкам в Каспийском море. Они спешат, их ждут. Может, что-то случилось? Произошла авария? Но лица людей спокойны, уверенны. Ведь находиться там, где опасность, где трудно, — их работа. Несмотря на кажущуюся статичность, картина полна внутренней динамики, хотя колорит ее неярок, нет контрастных тональных отношений. И здесь снова угадывается почерк Салахова, тонко выраженное национальное начало. Но художник смог увидеть в этой теме, передать в картине то общее, что присуще всему нашему рабочему классу, советскому народу. Поэтому, где бы она ни выставлялась — в Москве и Ленинграде, на Украине и в Прибалтике, на Кавказе и в Сибири, — везде ее воспринимают как картину советскую, близкую каждому, родную, свою. Потому что она глубоко и верно отражает то, чем живут миллионы советских людей.
Секрет творческого успеха Салахова в том, что его искусство дорого всем. Как, к примеру, искусство Аркадия Александровича Пластова, затронувшего своим творчеством те струны человеческой натуры, которые отзываются в душе каждого из нас. Важно передать не только внешнее правдоподобие, поверхностные приметы времени, но отразить глубинные основы жизни. Это очень трудно. Но это удается Салахову. Можно даже сравнить пластовские и салаховские трудовые картины, крестьян и нефтяников: в них много общего по духу, по обостренному чувству времени.
Таир Салахов типично советский художник в самом широком смысле этих слов, художник нового типа, гражданин, общественный деятель. Он не может жить обособленно от жизни своей страны, не мыслит себя в кругу личных интересов, в тиши своей мастерской. Я просто не представляю Салахова вне его общественной деятельности. Это его сущность! Он ведет громадную общественную работу на посту первого секретаря Союза художников СССР. Избирался делегатом XXIII, XXIV и XXV съездов нашей партии, депутатом Верховного Совета СССР. Не случайно именно ему доверен ответственнейший участок работы — подготовка смены, воспитание молодых художников в масштабах страны.

Т. Салахов. Мужская голова. Этюд для картины. Карандаш. 1962.
Т. Салахов. Мужская голова. Этюд для картины. Карандаш. 1962.

Салахов — личность необычайно притягательная своим человеческим обаянием. Вокруг него всегда много народу, молодежи: искусство его молодо, понятно и близко молодым. И если спросить, что привлекает к нему людей, то мнение наверняка будет единодушным: человечность. Он удивительно добрый, душевный, отзывчивый, широкий, гостеприимный человек. Человечность неотделима от его творчества. Достаточно, к примеру, взглянуть на его детские портреты, чтобы сразу понять, как он любит детей. Это произведения задушевные, с каким-то особым пониманием, ощущением детства, проникнутые особым радостным чувством. Они просты, лаконичны, и вместе с тем сколько в них подлинной глубины, проникновения в детский мир!
Непоседливый по натуре, Салахов много ездит по стране, часто бывает за рубежом. В поездках непременно рисует — у него бесчисленное количество зарисовок, которые ложатся в основу многих картин. Даже самый беглый набросок умеет он наполнить содержанием, смыслом, эмоциональным отношением к увиденному. А это ценнейшее качество подлинного мастера. Чувствовать современность, видеть в каждом явлении жизни черты главного, типичного, определяющего — значит видеть и понимать жизнь страны, народа.
С. Ткачев

Т. Салахов. Женщины Апшерона. Масло.
Т. Салахов. Женщины Апшерона. Масло.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art