Творчество художников-прикладников СССР

Творчество художников-прикладников СССР
В. Дробышевский. Суздаль град-камень. гобелен

Творчество художников-прикладников СССР

Промышленность все шире раскрывает свои двери перед художником. Нынче трудно найти такую отрасль промышленности, которая не пользовалась бы трудом художника. Художники-технологи, знающие свойства материалов, с которыми имеют дело, технологию, экономику и организацию производства, прочно заняли свои места в текстильной, керамической, силикатной отраслях промышленности, во всех отраслях, производящих предметы быта из металла, пластмасс, дерева. Художники — оформители и дизайнеры — работают рука об руку со строителями и архитекторами, разрабатывая проекты новых кварталов и целых городов, оформляя экстерьеры и интерьеры промышленных и жилых зданий, клубов, гостиниц, дворцов культуры и т. д. Дизайнеры совместно с конструкторами разрабатывают проекты новых станков, машин, бытовых приборов, всевозможных транспортных средств, вплоть до могучих воздушных лайнеров.

Б. Беляковский. керамические вставки в металлическую решетку для банкетного зала ресторана в Переславле-Залесском.
Б. Беляковский. керамические вставки в металлическую решетку для банкетного зала ресторана в Переславле-Залесском.

С общим подъемом культуры повышаются эстетические требования советских людей. Начинает все яснее осознаваться важность эстетики не только быта, но и производства, повседневного и повсеместного окружения человека. Современный человек хочет быть красиво одетым не только по праздникам, на приемах, в гостях, но и на работе. И художники-модельеры разрабатывают модели проз. и спецодежды для трудящихся самых различных профессий, для туристов, спортсменов и т. д. Представители города и деревни, рабочего класса и советской интеллигенции становятся с каждым годом все более требовательными к художественному качеству промышленных изделий. От тканей, костюмов, посуды, мебели, осветительных приборов и т. д. ждут не только добротности, аккуратности исполнения, «товарного вида», но и соответствия современному образу жизни, стилю нашего времени и вместе с тем разнообразным индивидуальным запросам. И если промышленность не выполняет этих закономерных требований, склады и прилавки магазинов заполняются неходовыми товарами.
Нет нужды доказывать, как повышается в этих условиях ответственность художника, работающего в промышленности, сколько изобретательности, художественного вкуса, творческой фантазии должен он вкладывать в свой повседневный труд для того, чтобы удовлетворять растущие потребности народа и избавлять экономику страны от непроизводительных затрат и убытков.
В связи со сказанным возникает необходимость остановиться на двух насущных проблемах.
Во-первых, в какой мере современная подготовка художников-технологов дизайнеров в вузах отвечает возросшим требованиям советских людей и промышленности?
Во-вторых, достаточно ли эффективно и правильно используют представители промышленности — директора предприятий, главные инженеры, хозяйственники — труд художника?
Оба эти фактора оказывают решающее влияние на результаты творческого труда художника, а следовательно, и на эстетику нашего общественного и частного быта. Оба они могут служить показателями подлинного отношения не только к материальным, но и к духовным ценностям, мерой уровня культуры производства.
Художественному факультету Московского технологического института всего пятнадцать лет. Однако опыт его педагогической, научно-исследовательской и экспериментальной работы, опыт его связей с промышленностью, работа его выпускников на производстве, в проектных и других производственно-творческих организациях заслуживают внимания, так как в этом опыте есть немало общего с аналогичными художественно-промышленными вузами и факультетами, есть и представляющие интерес особенности.
Ежегодно, начиная с 1970 года, факультет экспонировал дипломные и курсовые работы студентов в помещении Центрального дома работников искусств. С 20 октября по 1 декабря 1975 года выставка студенческих работ факультета была развернута в помещении Московского Дома ученых Академии наук СССР.
Эта выставка сразу же привлекла к себе внимание не только специалистов, но и самых разнообразных кругов общественности. Неожиданными оказались многие экспонаты и целые разделы выставки. По-особому решались многие насущные задачи, стоящие перед художниками, идущими работать на производство.
Факультет готовит художников прикладного профиля: текстильной специальности, моделирования костюма, керамистов, живописцев-миниатюристов по папье-маше и дереву, скульпторов малых форм (резчиков по дереву, камню, кости).
Все эти специальности требуют от художника хорошего знания свойств материала, с которым он работает, возможностей технологии, организации и экономики производства.
Уже на первых курсах студенты начинают наряду с занятиями рисунком, живописью, скульптурой, общей композицией изучать технологию ковроделия, ткачества, росписи тканей, конструирования одежды, производства керамики, технику резьбы, миниатюрной живописи.
На ручных ткацких и ковроткацких станках выполняются небольшие образцы тканей ремизного (мелкоузорчатого), переборного и закладного (паласного) ткачества, фрагменты гладких ковров-килимов, затем, на третьем курсе, осваиваются более сложные виды техник ворсового ковроделия и, наконец (на 4-м курсе), техника жаккардового ткачества.
Также с постепенным нарастанием сложности студенты изучают технологию росписи тканей, конструирования костюма, технологию других производств.
Невозможность организовать хорошо оборудованные производственные мастерские привели к тому, что факультет сосредоточил усилия на установлении тесных связей с различными производствами. Многие практические занятия, курсовые и дипломные проекты студенты выполняют на текстильных и швейных фабриках или в опытных экспериментальных лабораториях, на керамических заводах и камнерезных предприятиях.
Нередки случаи, когда не только дипломные, но и курсовые проекты студентов принимаются предприятиями для тиражирования либо приобретаются архитектурно- строительными организациями.
Это результат, с одной стороны, хорошей изученности производственного процесса своей специальности, а с другой — соответствия разработанных проектов современным эстетическим требованиям. Приобщение к рукотворности, возможность ощутить собственными руками материал, его свойства и возможности, понять принципы и закономерности создания по эскизу реальной вещи целостно вводятся в учебный процесс. Разработка эскизов и проектов изделий (курс композиции) прочно опирается, таким образом, на конкретные знания. Творческое воображение, фантазия, развитию которых в курсе композиции отводится важная роль, корректируются реальными возможностями. Освоение мастерства приобретает творческий характер. Практические знания, опыт и творческая интуиция образуют органичный сплав.
В сказанном нетрудно увидеть общность с теми задачами, какие призвана решать подготовка дизайнеров. На Западе проектировщики тканей, ковров, изделий из стекла, керамики, пластмасс и т. д. уже давно именуются дизайнерами.
Но в нашей отечественной системе подготовки художников-технологов (по существу, тех же дизайнеров) есть особенности, формированию и развитию которых следует уделить особое внимание.
К числу особенностей факультета, о котором идет речь, следует отнести наличие в его педагогическом коллективе, среди преподавателей, ведущих специальные предметы, большого числа лиц, активно участвующих в творческой работе, выступающих со своими произведениями на всесоюзных, республиканских и зональных выставках, публикующих статьи, научные исследования на страницах местных и центральных органов печати.

В. Аронов. Гобелен. архитектура старой Чехословакии
В. Аронов. Гобелен. архитектура старой Чехословакии

Этот факт имеет важное значение. Он способствует поддержанию творческой атмосферы на занятиях. А творческая атмосфера, увлеченность, работа с огоньком в любом деле — верный и надежный помощник. В овладении мастерством она — необходимейшая предпосылка успеха.
Серьезному изучению технологии, организации и экономики производства с первых же шагов обучения на факультете сопутствует воспитание эстетического чувства, способности воспринимать и создавать прекрасное.
На занятиях рисунком и живописью уже с третьего курса вводится цветная графика и декоративная переработка натуры. Такие задания способствуют освоению специфики декоративного языка прикладного искусства, развитию чувства пропорций, пониманию возможностей, заложенных в выразительности силуэта, в определенных цветовых сочетаниях.
Красота пластики, ритма, соразмерности линейных и объемных форм, возможность передавать языком этих форм творческие идеи, чувства, переживания усваиваются студентами органично, побуждая к содержательной работе над формой. Каждый специальный предмет, решая свои особые задачи, участвует вместе с тем в выполнении и более широкой задачи — общего творческого развития студента.
Отличительной чертой факультета является и направленность его усилий на серьезное изучение народного искусства, классического наследия. Курс всеобщей истории искусств дополняется специальными курсами истории костюма, орнаментации тканей, других видов декоративного искусства. Теоретическая часть этих курсов подкрепляется творческой практикой, работой в музеях Москвы, Ленинграда, Иванова, Загорска и других городов, художественных центров и народных промыслов. Ознакомление студентов с памятниками архитектуры русского классицизма — Ленинград, Пушкин, Павловск, Петродворец, Гатчина,— зарисовки в Русском музее, Музее этнографии, Государственном Эрмитаже, Музее народного искусства — вся эта учебно- воспитательная деятельность, заложенная в учебном плане факультета и осуществляемая под руководством квалифицированных педагогов, вносит серьезный вклад в формирование эстетических идеалов, творческого мировоззрения будущих художников.
В изучении и развитии лучших национальных художественных традиций педагогический коллектив факультета стоит на позициях, предохраняющих от поверхностного, чисто формального использования художественных ценностей прошлого. Главные усилия направляются на освоение прогрессивных творческих методов, заложенных в художественном наследии. Оптимизм народного творчества, его жизнеутверждающие начала, цельность, лаконизм и яркость изобразительного языка — вот качества, отвечающие высоким современным требованиям. Положенные в основу арсенала выразительных средств современного художника, обогащенные выразительными средствами и идеалами нашего времени, они помогают ему создавать произведения, нужные народу, органично входящие в наш быт.
Пройдя все этапы обучения к пятому курсу, когда начинается работа сначала над свободной темой, а затем над дипломным проектом, студенты оказываются достаточно подготовленными для решения серьезных творческих задач.
Не случайно, конечно, на пять дипломных проектов выпуска 1975 года текстильного отделения факультета была сделана общая заявка архитектурной организацией, проектирующей по решению Совета Министров СССР туристический центр международного значения в г. Суздале. Желание включить изделия, выполненные по проектам дипломантов, в интерьеры строящегося комплекса было обусловлено и высоким художественным уровнем работ, их соответствием общему замыслу архитектурного туристического комплекса в г. Суздале. С самого начала работы над проектами текстильных изделий студенты были ознакомлены с архитектурными проектами интерьеров, с их характером, стилем. Выезды на место строительства, проникновение в дух архитектуры древнего города Суздаля с ее своеобразием и поэтичностью подготовили почву для плодотворной работы.
В результате были выполнены вначале проекты, а затем и вещи в материале, не одинаковые по своим индивидуальным творческим почеркам, но объединенные общей идеей, лежащим в их основе живым творческим восприятием русского национального, народного наследия.

А. Ракитских. Праздник весны. Панно-триптих. Ручная роспись по шелку
А. Ракитских. Праздник весны. Панно-триптих. Ручная роспись по шелку

Так, например, разными путями шли Т. Кудрявцева и В. Дробышевский при работе над композициями гобеленов на тему «Суздаль». Непохожими оказались и гобелены, выполненные по разработанным этими дипломантами проектам. Дробышевский увидел Суздаль таким, каким описывает его летописец — городом-крепостью времен междоусобиц.
Белокаменный Покровский собор и окружающие его мощные крепостные стены с башнями-бойницами служили убежищем жителям Суздаля в те смутные, беспокойные времена. «Град-камень» — так образно называет летописец Суздаль тех времен. Таким именно, с взятым из летописи названием — «Суздаль-град-камень», воспроизводит Дробышевский сохранившийся характерный фрагмент этого города на своем гобелене. Динамичный, похожий на грозовые облака фон уравновешен в этом произведении монументальными статичными архитектурными формами. Светлая теплозолотистая гамма памятников архитектуры подчеркивается темно-коричневыми и буровато-зелеными тонами окружающего пространства.
Кудрявцева поставила перед собой задачу создать собирательный образ современного Суздаля со всеми его вековыми напластованиями, разительными контрастами, со всем разнообразием его природных и архитектурных форм. В композицию долго не укладывалась эта разноликость форм, сочетание монументального с лирически-наивным. Не один раз ездила Кудрявцева в Суздаль, изучала его, проникалась его своеобразием. И, наконец, Суздаль открылся ей как город, в котором реальное, живущее в веках переплелось с почти уже не существующим, случайно сохранившимся, безвозвратно уходящим в прошлое. Она увидела город как бы с высоты обзорной колокольни Ризположенского монастыря, во всем причудливом многообразии его облика.
Именно таким полуреальным, полусказочным, с мерцающими куполами многочисленных соборов и колоколен, с небольшими, вросшими в землю домиками, с извилистой, опоясывающей и перерезающей город рекой Каменкой изобразила Кудрявцева Суздаль на своем гобелене. «Суздаль-сказка» — так назвала она свое произведение
Гобелен Дробышевского предназначен для бывшей трапезной Покровского собора, где проектируется столовая для туристов. Гобелен Кудрявцевой — для административного корпуса туристического центра. То,, что проекты с самого начала были точно адресованы, выполнялись с учетом архитектурного облика, интерьеров, имело., конечно, важное значение.
JI. Ракитских работала над оформлением одного из строящихся домиков-изб под названием «Блинная». Она решила оттолкнуться в своей композиции от народной Городецкой росписи прялок. В триптихе «Праздник весны» с лихими кавалерами, катающими на тройках жеманных купчих XIX века, русскими самоварами и чаепитиями Ракитских не без юмора воспроизвела канувший в прошлое быт купеческо- мещанского Городца, умело использовав при этом великолепное мастерство его народных резчиков и живописцев. Панно- триптих Ракитских, выполненное в технике ручной росписи по шелку, может служить примером творческого переосмысления национального народного наследия. Эмоциональная приподнятость, оптимизм, характерные для народного творчества, сочетались
здесь с высокой художественной культурой, с мировоззрением современного художника декоративного искусства.
Уже приведенные примеры дают известное представление о том, как непохожи пути, которыми идут молодые в своих работах, как разнообразны их интересы и творческие поиски.
Между тем тематика, над которой работали дипломанты в 1975 году, намного шире и разнообразнее. Кроме уже упоминавшихся были выполнены следующие гобелены: «Архитектура старой Чехословакии» —
В. Аронов, «Цирк» — А. Михайлов, «Лесная сказка» — А. Митрофанов, «Театр мимики и жеста» — Л Иконникова. Панно в технике ручной росписи по шелку и другим тканям выполнили: Л, Майорова — «Времена года», Н. Моторина—«Чаепитие», Н. Барабанов — «Народные гуляния».

Г. Добрынина. На Берлин, 1945. Рельеф, керамика.
Г. Добрынина. На Берлин, 1945. Рельеф, керамика.

В решение каждой из этих тем было вложено немало творческих поисков, заинтересованного авторского отношения. Так, например, Л. Иконникова много раз посещала Театр мимики и жеста, проникалась своеобразной и выразительной игрой его актеров, изучала реакцию зрителей — показатель силы воздействия игры, сделала множество зарисовок, разнообразных эскизов, прежде чем тема гобелена получила свое окончательное воплощение в монументально-декоративной композиции.
Факультет, по-видимому, правильно поступает, предоставляя возможность дипломантам испытать свои силы в выполнении больших, серьезных произведений, нередко с многофигурными композициями, с композициями, включающими исторические памятники архитектуры, на поэтические, сказочные, философские либо драматические темы и сюжеты. Именно в таких работах наиболее ярко и убедительно проявляются незаурядные способности многих выпускников.
Принцип целеустремленной работы над определенной темой, над конкретным художественным образом характерен и для других специальностей факультета. Так, дипломанты отделения моделирования костюма работали в 1975 году над такими темами: «Костюм невесты» — Э. ГХронская, «Женское платье с применением ручной росписи» — Н. Кузнецова, «Нарядное женское платье» — В. Шарова, «Костюм для дошкольников» — С. Вассерман и др.
Каждую тему модельеры разрабатывали в десяти вариантах, и каждый вариант представлялся на отдельном планшете. Может быть, это обилие вариантов служит одной из причин недостаточно углубленной работы над образом и совершенствованием графической подачи проектов. По-видимому, педагогам отделения моделирования костюма следует подумать над проблемой наиболее целесообразного метода работы над проектами и их графическим воплощением.
Многие выпускники керамической специальности выпуска 1974 года (в 1975 году по этой специальности выпуска не было) также разработали ряд интересных дипломных проектов. Группа выпускников работала над комплексным оформлением банкетного зала ресторана, строящегося по плану Золотого кольца в Переславле-Залесском. Изучались материалы Петровской эпохи в Историческом музее и в музее Переславля- Залесского, дипломники все больше проникались своеобразием памятников архитектуры этого города.
В результате Б. Беляковским были выполнены оригинальные керамические вставки в металлическую решетку, разделяющую банкетный зал. Сочетание шамотной глины и фаянса, росписи подглазурными красками и цветными потечными глазурями придали вставкам романтический вид, ощущение исторической подлинности.
В том же плане был выполнен и прибор для кваса Е. Рыжовой.
Оба эти проекта получили высокую оценку Государственной экзаменационной комиссии. В данном случае, так же как и в проектах студентов текстильного отделения, выполнявших произведения для Суздаля, имело большое значение то, что проектируемые вещи имели точный адрес и что работа велась в тесном контакте с авторами архитектурных проектов.
Поощрение самостоятельности в творческих поисках, содействие индивидуальному раскрытию каждого, создание условий, способствующих развитию творческой фантазии художника,— необходимейшие предпосылки его творческого роста и успешной работы не только в стенах учебного заведения, но и в дальнейшем — на производстве, в проектных организациях и т. д.
К сожалению, практика использования тРУДа художника, после того как он получит диплом, даже с отличием или с похвалой ГЭКа, полна печальных примеров непонимания этой простой истины.
Художника-прикладника, как правило, ставят на производстве в такие условия, которые неотвратимо глушат его творческую инициативу, подрезают крылья фантазии. Запасы творческого воображения художника очень быстро иссякают, не пополняясь свежими впечатлениями, встречами с прекрасным в искусстве и в действительности.
Работа в музеях, посещение выставок, творческих конференций, работа на пленэре — всеми этими видами деятельности художник-прикладник должен заниматься систематически, повседневно, чтобы его мастерство было на должной профессиональной высоте.
Ходить и наблюдать, наблюдать и переживать — это разновидности творческого труда художника, не менее важные, чем завершающий труд — рисование карандашом и красками на бумаге. Более того, второе без первого, то есть рисование, проектирование без предварительного обновления и пополнения запасов впечатлений, без наблюдений неизбежно становится ущербным, неполноценным, неотвратимо толкает художника на путь подражания, заимствования из разных источников созданных кем-то и когда-то готовых художественных форм.
Поэтому когда руководители промышленных предприятий, где работают художники, главное внимание сосредоточивают на том, чтобы включить художника в общий трудовой ритм предприятия, обязать его каждодневно отсиживать в стенах предприятия положенные часы, они совершают серьезную ошибку. В таких условиях самый способный художник быстро исчерпает себя и станет заурядным эклектиком.
Наверно, поэтому курсовые и дипломные проекты студентов оказываются нередко выше по своему художественному уровню, свежее, оригинальнее работ художников с многолетним производственным стажем.
Единственной альтернативой этому положению может служить коренное изменение положения художника на производстве. Контролировать его деятельность следует не часами, отсиженными в стенах предприятия, а результатами творческой работы, его проектами, их оригинальностью, их соответствием эстетическим требованиям.
Эта мера, проведенная решительно и смело, может вызвать к жизни скованные творческие силы и существенным образом изменить к лучшему художественное качество массовых промышленных изделий.

А. Михайлов. Гобелен Цирк
А. Михайлов. Гобелен Цирк
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art