Терентий Васильевич Аммосов

Северная резная кость
Охота на моржа.

Северная резная кость Терентий Васильевич Аммосов

Народное искусство обработки кости на Крайнем Севере бережно сохранено. В наше время оно поддерживается и плодотворно развивается. Сегодня мы расскажем о трех наиболее значительных промыслах в Якутии, Тобольске и на Чукотке.

Чекисты Якутии. Мамонтовая кость. Якутия.
Чекисты Якутии. Мамонтовая кость. Якутия.

Такие произведения создаются на основе глубоко изученных и прочувствованных народных традиций. Скульптурные формы и узор гармонируют между собой, прекрасно используются свойства материала. Непревзойденный мастер изготовления чоронов — народный художник РСФСР Т. В. Аммосов. Терентий Васильевич тонко чувствует пропорции чоронов, хорошо знает особенности традиционной фризообразной композиции, умело сочетает в ней растительный орнамент и изобразительную рельефную пластику.
Такая скульптура перекликается с якутской станковой графикой. Вспомним хотя бы творчество Афанасия Мунхалова, в работах которого в монументальных обобщенных образах решается тема революции и становления Советской власти в Якутии.

К. Герасимов. Ликвидация безграмотности. Мамонтовая кость.
К. Герасимов. Ликвидация безграмотности. Мамонтовая кость.

В скульптуре из кости мастер учитывает специфические законы искусства малой пластики. Темы, одинаковые для разных видов искусства, по-новому отражаются художником в зависимости от того, в каком жанре и в каком материале они решаются. В данном случае мы видим компактную композицию, в которой уравновешены все части, подчеркнуты выразительные свойства материала — кости, которая не терпит мелкой разделки, дробящей ее красивую поверхность.
Искусству резьбы по кости якутские дети учатся в художественной школе под руководством опытных мастеров. И прежде всего они постигают народные основы, традиции мастерства.
Оба вида резьбы существуют в уэленской косторезной мастерской «Северные сувениры», которая была организована в 1931 году.
Уже третье поколение пришло учиться народному искусству в уэленскую мастерскую. Сохраняя традиции прекрасного национального творчества, молодежь привносит и свое, отражая меняющийся окружающий мир в формах древнего искусства.
Третий центр косторезного народного творчества находится в Тобольске. Если якутские мастера занимаются творчеством на дому и объединены Якутским Союзом художников, а чукотские косторезы работают в мастерской народного искусства, то в Тобольске речь идет о целой фабрике.

Сценки из народного быта. Моржовая кость. Тобольск
Сценки из народного быта. Моржовая кость. Тобольск

Русский косторезный промысел возник здесь в конце XIX века. У его истоков стоит фигура сибирского художника М. Знаменского. Интересные альбомы рисунков этого художника — этнографа и бытописателя хранятся в Москве, в Государственном историческом музее. Он сам занимался резьбой по кости и увлек ею других художников. Некоторые из тобольских мастеров получили широкую известность.
К началу XX века косторезный тобольский промысел совсем было угас. Только в 30-е годы при поддержке художников и специалистов косторезное искусство получило свое второе рождение и, окрепнув, превратилось в один из центров советского декоративно-прикладного искусства.

Моржовый клык с цветной гравировкой. Чукотка.
Моржовый клык с цветной гравировкой. Чукотка.

Lо революции здесь не было не только книг, но и письменности. Эти грандиозные перемены, когда из патриархально-родового строя местные народы сразу перешли в социализм, под силу только нашему государству. Новая жизнь этих народов стала основной темой тобольской народной скульптуры. И древнее искусство резной кости отражает сегодня стремительный взлет и развитие народов Советского Севера.

Сценки из народного быта. Моржовая кость. Тобольск.
Сценки из народного быта. Моржовая кость. Тобольск.
Т. Аммосов. Чорон. Мамонтовая кость. Якутия.
Т. Аммосов. Чорон. Мамонтовая кость. Якутия.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art