Ткачество в селах Курской области

Ткачество в селах Курской области
Мастерицы курского качества.1970-е гг.

Ткачество в селах Курской области

В конце XIX — начале XX века курская деревня не радовала взгляда ни простором северорусских домов, ни богатством архитектурных форм. Жили здесь потеснее, чем на Севере. Но ткацкий стан был обязательной, необходимой вещью в доме. Без него не мыслилась жизнь крестьянина. Тканые предметы окружали человека, были его одеждой и красой дома.
Домашнее ремесло-—ткачество, вызванное к жизни чисто утилитарной необходимостью, становилось частью всей жизни крестьянина. Предметы народного ткачества были непременной принадлежностью всех обрядов с момента рождения человека и до его смерти. Кроме того, они выполняли эстетическую функцию, удовлетворяя потребность народа в красоте.

Ткали в Будище из хлопчатобумажных (покупных) ниток, в современное ткачество широко вошли нитки мулине.
Шили тяжелые женские сарафаны: более нарядные — с позументом и попроще — с «гптанчиком» — красной полосой на подоле. Этим же способом ткали холст, по-местному «белокос». Обычно, начиная ткать, мастерица прикидывала, на что пойдет это полотно и тогда на одну и ту же основу могла пускать разные утки (хлопчатобумажные, льняные, замашные), если ткань должна была пойти на полотенца, то мастерица в нужных местах пропускала цветной уток для того, чтобы украсить ткань полосочками. Потом холстину белили и по мере надобности разрезали и пускали в дело или же откладывали в сундук — «дочкам на приданое». Шили из холста рубашки мужские (простые «быденные» из замашного холста, более праздничные «расхожие» — из льна или из льна с бумагой), мужские штаны — из замашки с бумагой (холст для них делали клетчатый или полосатый, употребляя красный, синий и белый цвета). На женские рубахи пускали разнообразное полотно — верх шили из более тонкой материи из бумажных ниток, украшали затканными полосками, низ рубахи шили из замашки.

А. И. Вожжова.Рушник с подписью «Нюра» и узором «орлы». 1960—1970-е гг.
А. И. Вожжова.Рушник с подписью «Нюра» и узором «орлы». 1960—1970-е гг.

Увеличение числа ниток позволяло выткать разнообразные узоры. На 4-х и 3-х нитах ткали «рядное» полотно в клеточку (основу обычно брали замашную, уток бумажный). Сейчас также ткут такое полотно из хлопчатобумажных ниток довольно темных цветов, называют такую ткань «шотландкой». Аналогичным способом ткали и попонки из шерсти, особенно распространены они были в селе Долженково Обоянского района. Раньше попонки стелили на «ездни» — возок, в котором везли молодых на свадьбе, а на праздники и в дни семейных торжеств ими покрывали сундуки и кровати. В настоящее время клетчатые попонки из шерсти с замашкой, вытканные в строгом чернобелом колорите, или же нарядные многоцветные, основанные на чередовании красных, синих, желтых клеток, являются обязательной частью праздничного интерьера. Изготовление попонок, как и постилок, есть один из видов паласного ткачества, входящих органически в современный интерьер. Оно позволяет говорить о сохранении в наши дни этого традиционного вида народного творчества. На четырех нитах узором «елочка», по-местному — «в сасонку», ткали онучи из шерстяных ниток или из шерсти с замашкой.
Скатерти и особенно рушники и теперь продолжают играть важную роль в жизни деревенского жителя, участвуя во всех событиях его жизни. Рушник, так же, как и раньше, кладут под голову покойнику и вешают на стену по старому обычаю, когда умирает человек.
Особое место рушник занимал всегда в свадебном обряде и как один из компонентов яркого свадебного ритуала он функционирует и по сей день. Изменился лишь характер обряда, ушло в прошлое магическое значение предмета, но сохранился сам праздничный ритуал и так же, как и раньше, ни одна свадьба не обойдется без вытканных (именно вытканных, а не купленных) рушников и скатертей.
Рушники эти ткали из самых тонких ниток, в XX веке чаще из бумажных.
На свадьбах, поминах, на все большие праздники, когда в дом собирается много гостей, их стелили на столы, на скатерти с тем, чтобы гости могли вытирать о них руки. После праздника их стирают и убирают до следующего торжества. Выглядели такие рушники намного скромнее «крючковых», единственное их украшение — яркокрасные, разной ширины полосы на концах, получавшиеся при пропуске цветного утка по белой основе. Ткали их обычно из бумажных ниток с льняными или замашными. На свадьбу готовили не менее 20—30 штук.
И, наконец, для повседневного пользования ткали рушники из замашки, пропуская на концах несколько красных полосок. Таких полотенец мать давала дочери штук 10—15.
Теперь отошла в прошлое необходимость самим заготавливать себе одежду, не сядет больше мастерица за стан с тем, чтобы наткать холст на рубашку или шерсть на сарафан, платье теперь все носят городское. Но зато не пожалеет она времени и сил на то, чтобы наткать ярких и праздничных рушников и скатертей, красивых попонок и нарядных половиков на пол. Материальный достаток современной деревни позволяет каждому купить любую ткань в магазине, и тем не менее так же, как и 100 лет назад, матери готовят подрастающим дочерям к свадьбе украшенные сложными узорами рушники и скатерти. Интересно отметить, что именно праздничные изделия ткутся, в то время как простые в исполнении «ручные» рушники, как и другие предметы, чисто утилитарные, сейчас не ткутся. Большую роль в развитии узорного ткачества в современной деревне играет тот факт, что общественным мнением поддерживается традиционная красочность обряда.

А. И. Вожжова.Рушник. 1970-е гг.
А. И. Вожжова.Рушник. 1970-е гг.

В любом доме села приветливая хозяйка обязательно покажет вытканные ею самой рушники и скатерти. Наверное не случайно, что традиционное искусство сложного узорного ткачества сохранилось именно в этом селе, славящемся в первую очередь своим народным хором, выступающим с большим успехом у нас в стране и за рубежом. Главная заслуга в успехах хора принадлежит народной мастерице Евдокии Ивановне Голубович. Она из тех женщин, о которых говорят «мастерица на все руки» — и петь, и плясать, и рукоделием заниматься. Стены ее дома увешаны рушниками, сделанными ее руками, сохраняет она и старые вещи, которые ткала еще ее мать.
Для современного ткачества описываемых мест характерна монохромность — узор выполнялся (наводился) по белой основе. Затканными были оба конца полотенца, и по краям пришивалась еще бахрома, кружево (покупное), полоски яркой шелковой материи. При сохранении местной традиции орнаментации в ткачестве этих районов чувствуется и влияние искусства пограничных украинских районов. Декоративные рушники и скатерти покрывались крупными сюжетными или точнее, сюжетно-геометрическими узорами. В этом отношении интересно сделанное в начале XX века полотенце, принадлежащее Ф. П. Дудиной. Композиция его построена на чередовании крупных стилизованных фигур, расположенных симметрично вдоль продольной оси полотенца и поперечных полос с геометрическим орнаментом. Сверху — трд летящие птицы, вслед за ними три полосы с различными геометрическими фигурами и под ними две странные фигуры, напоминающие одновременно и человека, и культовое сооружение, завершающееся крестом. Ниже расположены две фигуры, совместившие в себе очень распространенный узор — «подсвечники» и мотив двуглавого орла, пришедший сюда, возможно, с покупных кролевецких рушников. По краям пришита бахрома и полоса шелковой клетчатой материи. Выполненное красными нитками по белой основе полотенце выглядит очень декоративно. Орнамент с «подсвечниками» очень часто встречается на скатертях и рушниках — его мы видим на старой скатерти, вытканной Е. И. Малышки- ной (80 лет) к ее свадьбе в начале XX века, он же присутствует и на клетчатой скатерти Е. И. Голубович, сделанной уже сравнительно недавно, и на рушнике А. И. Коневой 1955 года. Несколько видоизмененная форма того же орнамента на скатерти молодой мастерицы А. И. Вожжовой — «подсвечники» с фигурами, напоминает шахматные пешки, а вот те же фигуры
«зашагали» на скатерти Е. И. Слатиновой и на полотенцах Вожжовой. Другой старинный узор, перешедший в современное ткачество,— это геометрические пирамидальные изображения с крестами, возможно, в прошлом это был геометризованный мотив, напоминающий по очертаниям церковь. Интересно полотенце, вытканное матерью Слатиновой в начале XX века. На обоих концах полотенца помещен узор из чередующихся поперечных полос, полученных пропуском красного утка по белой основе и полос с расположенными в ряд пирамидками с крестами на верхушке. Движение композиции вверх создается уменьшением размера фигур по направлению к середине полотенца и уменьшением ширины поперечных красных полос. Полотенце выполнено в красно-белой гамме. Декоративность его усиливают пришитые по краям два ряда бахромы и полоса шелковой материи. Возможно такие полотенца имели прежде культовое значение. Сейчас подобные геометрические фигуры с крестами приобрели чисто декоративный смысл (например, на изделиях Вожжовой, Голубович), они изображаются рядом с нарядными деревьями и вазами, в сочетании с другими геометрическими фигурами.

В. И. Коневова.Рушник. 1960-е гг.
В. И. Коневова.Рушник. 1960-е гг.

Современное ткачество района отличается развитием орнаментации по двум направлениям: изображения, выполненные ближе к натуре, почти лишенные условности фигуры людей, животных, и наоборот, геометризованный узор. Общим для всех мастериц является употребление ярких разноцветных ниток. Появление анилиновых красителей в конце XIX века не изменило цветовой гаммы тканых изделий, она осталась краснобелой, реже — черно-красно-белой. И только в последние годы с появлением в продаже ниток мулине, она включила такие цвета, как желтый, синий, зеленый. Все мастерицы любят сочетать сюжетные орнаменты «наведенных» концов с геометрическим орнаментом «тканок» — пришивных полос. Тканки — красно-белые, и нужно отдать должное старым красителям — несмотря на многочисленные стирки, красный цвет не потерял своей интенсивности. Такова, например, скатерть Дудиной, вытканная совсем недавно. Ее узор состоит из геометрических фигур и упомянутых уже пирамидок с крестами, по краям также пришиты тканки. Общая гамма — красно-белая, орнамент на концах выполнен цветными нитками. Такие же тканки украшают современную скатерть Голубович, причем сдержанный красно-белый орнамент тканок здесь хорошо сдерживает общую пестроту многоцветной клетчатой скатерти.

Ткут в селе почти в каждом доме. Сравнительно недавно, по-видимому из стремления придать вещи еще больше яркости и декоративности, мастерицы стали наводить узоры не на белом фоне, как это делали раньше, а на клетчатом. Клетки ткут яркие, густые, орнамент порой теряется из-за них, создается излишняя пестрота цвета. Много таких рушников и скатертей у Голубович, и не все они в одинаковой мере удачны. Евдокия Ивановна ткет и узоры, взятые со старинных вещей, и придумывает новые, более реальные, почти лишенные геометричности,— деревья, цветы, птицы украшают ее полотенца. Такое же сочетание традиционных мотивов с новыми наблюдается у мастерицы Вожжовой. Она выделяется как особо умелая ткачиха даже среди лучших мастериц села. И действительно, ее декоративные композиции отличаются сложностью и одновременно высокой техникой исполнения. Мастерица любит трехчастные горизонтальные изображения с разделяющими поперечными цветными полосами. Ее произведения выглядят всегда очень декоративно. Интересно клетчатое полотенце с оленями, в нем сочетаются традиционный орнамент и совершенно реалистически выполненные фигуры симметрично стоящих оленей. Полотенце заканчивается двумя атласными лентами и бахромой. У Вожжовой подрастают дочери, и она, так же, как и ее мать когда-то, готовит им в приданое нарядные рушники и скатерти (нужно отметить, что молодые девушки считают необходимым, выходя замуж, приносить в дом мужа домотканые нарядные изделия). Произведения М. А. Калининой (ей немногим больше 40 лет) отличаются чрезвычайным разнообразием сюжетов и говорят о большой творческой фантазии мастерицы. Она также любит наводить узор по клетчатому фону: цветы, вазы, сильно видоизменившиеся, как бы расцветшие «подсвечники», геометрические изображения и даже выполненные очень реалистически как бы пляшущие мужские фигуры в широких штанах и сапогах. Все ее изделия выполнены многоцветно и отличаются от ткачества мастериц старшего поколения, которые предпочитают узоры из геометрических фигур, напоминающие детский калейдоскоп.
В селах Курской области много мастериц, занимающихся традиционным искусством ткачества, и нужно отметить, что при сохранении общей старинной техники тканья, у каждой мастерицы есть свои излюбленные сюжеты и композиции, отличающая их манера исполнения. Не все попытки мастериц внести в ткачество новые сюжеты и приемы (наведение узора по клетке) приводят к удачным решениям, но сам факт творческого поиска новых мотивов орнамента, цветовых сочетаний, отвечающих вкусам современных ткачих, заслуживает внимания. Сохранение традиционных форм тканых вещей и прежней техники говорит о жизнестойкости ткачества — традиционного вида народного творчества, о перспективах его развития в дальнейшем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art