Узорные войлоки туркменских мастериц

Узорные войлоки туркменских мастериц
Мастерицы выкладывают узор. Тахтинский р-н.

Узорные войлоки туркменских мастериц

Вот что отмечено в «Обзоре Закаспийской области»: «Сарыкские женщины в Елатани приготовляют на несколько тысяч рублей узорчатые и простые войлоки» К Известный знаток дореволюционного туркменского быта Ф. А. Михайлов, указывая на большую роль в жизни туркмен различных войлочных изделий, выделял среди них подстилочные, темные и украшенные цветным узором. Действительно, туркмены-иомуты, особенно та их часть, которая вела полуоседлый и оседлый образ жизни (чомур) в селениях Гасан-кули и Гюмиш-тепе, а также туркмены-огурджали в совершенстве владели техникой производства превосходных по качеству двусторонних орнаментированных войлоков, о которых писали дореволюционные авторы. Скотоводы-кочевники (чарва) умели валять лишь односторонние узорные войлоки, попроще.

В отличие от казахов и киргизов, а также от полукочевых в прошлом узбеков, которые знали несколько видов орнаментации войлоков, туркмены так же, как каракалпаки и часть узбеков, создавали свои войлочные ковры одним способом — техникой вкатанного узора. При этом технология производства узорных войлоков отличалась от той, которая была известна другим среднеазиатским народам. В то время, как киргизы, казахи, часть узбеков выкладывают из разноцветной шерсти узор на войлочном полотнище слабой валки или накладывают узор, вырезанный из тонкого цветного войлока неплотной валки на полу- готовую основу, туркмены создают узор, затем покрывают его цветной шерстью основу кошмы. Таким образом, узор узорные кошмы туркмен более прочны и долговечны, чем аналогичные войлоки указанных выше народов; рисунок орнамента в туркменских кошмах более строг и четок, чем расплывчатый, сливающийся с фоном узор казахских и киргизских. Однако вследствие особенностей материала и техники производства наиболее четко рисунок проявляется на кошмах, уже бывших некоторое время в употреблении, с которых стерт верхний слой шерсти, а не на новых, где узор как бы покрыт дымкой.

Узорная кошма. 1978. «Гульяка-кече». Тахта-Базарский р-н.
Узорная кошма. 1978. «Гульяка-кече». Тахта-Базарский р-н.

Чаще всего встречаются орнаментированные войлочные ковры прямоугольной формы со слегка закругленными краями. Их размеры варьируются от 4 x 2,5 м до 1,5 X 1 м, однако преобладают кошмы средние, величиной 2,5 X 1,5 м.
Кроме белого и естественного темно-коричневого цветов для кошм чаще всего употребляют еще красный разных оттенков, черный, синий, неяркие зеленый и желтый. Красный с черным и белым цвета обычно преобладают над другими и определяют общий колорит изделия. Войлоки населения Средней Амударьи выделяются яркостью цветов и необычным сочетанием яркожелтого с малиновым, фиолетового с зеленым.
Характерной особенностью туркменского войлочного ковра является оконтуривание узора контрастным цветом. Оконтуривание принято не только при выкладывании центрального узора, но и в промежуточном рисунке и в кайме. Край (гыра) кошмы — всегда одноцветный — делается из шерсти темно-коричневой или черной с незначительным добавлением серой.
В наши дни, как и раньше, узорная кошма — необходимая принадлежность быта, предмет декоративного убранства комнаты или юрты. Ею устилают весь пол в два-три слоя; запасные кошмы укладывают вместе с одеялами и подушками на укладку. В западных районах республики, где в сельском хозяйстве преобладает скотоводство и юрта сохраняется лучше, а также в некоторых других местах, изготовляют и большие П-образные войлоки «очаг-баши» (6—6,5 м в ширину), они покрывают почти целиком всю площадь пола юрты, оставляя открытым лишь место для очага. Кроме указанных выше войлочных орнаментированных изделий, до сих пор еще встречаются кое-где небольшие коврики для молитвы (намазлык).
Производство узорных войлоков, как и ковроткачество, у туркмен — занятие исключительно женское, причем в последнее время еще более массовое, чем производство ковров. В отличие от таких видов народного прикладного искусства, как, например, ювелирное производство или гончарство, кошмоваляние у туркмен не превратилось в профессиональное занятие и поэтому не стало семейной профессией. В каждой семье мать обучает своих дочерей вышивать, ткать ковры и валять узорные войлоки. Нам неизвестны мастерицы, которые занимались бы только кошмовалянием, чаще всего они имеют какое-то другое, основное занятие и только время от времени, обычно в летний сезон помогают односельчанкам валять узорные войлоки. Так, из тех мастериц, с которыми нам приходилось встречаться, Тачсалтан Мамедова из села Аджияб Гасан-Кулийского района в 1968 году работала бухгалтером колхоза, Курбангуль Бабаева из Тахта-Базарского района — председателем сельского совета, Амандурсун Пурлиева из поселка Каахка — учительница, Мама Нуриева и Биби Ходжабердыева из колхоза имени XXII партсъезда Байрам- Алийского района — колхозницы. Вместе с тем они были известны среди соседей как искусные мастерицы по выкладыванию узора.

Узорная кошма. 1970-е гг. «Зынджара-гочак». Кумкинский р-н.
Узорная кошма. 1970-е гг. «Зынджара-гочак». Кумкинский р-н.

Узоры на кошмах весьма разнообразны, но характерны для всех туркмен. Как всегда в народном творчестве, мы почти не встречаем одинаковых узоров. И, тем не менее, по композиции кошмы туркмен довольно четко укладываются в пять основных типов: три из них — медальонная, шашечная и сетчатая композиции совпадают с прослеженными В. Г. Мошковой в салорских и сарыкских мелких ковровых изделиях, остальные два, более характерные для западных и северных районов республики— двухчастая горизонтальная и с вихревыми розетками, близки к первым двум композициям. Войлочные ковры с сетчатой композицией, в которых преобладает цветовое решение узора, чаще всего встречаются у туркмен Мургабского оазиса и в первую очередь у сарыков. Орнаментальные мотивы войлочных ковров в их смысловом значении как правило едины с ковровыми и мотивами вышивок, но обычно воспринимаются иначе как следствие специфики материала и характера выделки вещи.
Узор центрального поля (гёль) обычно определяет название войлочного ковра. Наиболее распространены, особенно в северных и западных районах, кошмы с узорами «гоч келле» (голова барана), «гоч» (баран), «гочак» (орнамент в форме бараньих рогов, дословно не переводится), «гоч буйныз» (бараньи рога), представляющими собой фигуры с односторонними или двусторонними завитками, вихревые розетки более или менее сложной композиции. В центральных районах республики подобные узоры называют «емут гёль» (иомутский узор). Встречаются узоры — «гелин бармак» (палец невестки), «туйнукли кече» (туйнук — верхняя часть юрты, состоящая из согнутых жердей), «сюншук тумар» (тумар — амулет), «тумар гёль» и т. д. К названию узора двухсторонних кошм чаще всего добавляют слово «эше»: «туйнук эше», «эше сарычиян» (желтый скорпион), «эше». Узор на некоторых кошмах именуется «дорт гозенек» (четыре отверстия в решетке). Белый фон между фигурами— решетка юрты, темные фигуры — отверстия в ней («гозенек»).
Иногда вся кошма получает название по узору каймы, среди которых чаще других встречаются: «хамтоз» (не переводится), «джигир дыш» (зубцы чигиря), «емзик» (сосок) или «бармак» (палеи) и «сарычиян». Последний узоо, шипоко оасппо^тракен- ный по всей территории республики (у текинцев он был известен больше как «сайлан» — выборный или «тазы гуйрук» — хвост гончей), был наиболее характерен для кяймы в войлочных изделиях иомутов. Сарычиян, представляющий оттностпронние завитки в виде волн, иногда чередующиеся по цвету, является очень древним мотивом, отмеченным в орнаментике древнего Хорезма еще в античное время.

Узорная кошма. «Туй-нукли». Куня-Ургенческий р-н.
Узорная кошма. «Туй-нукли». Куня-Ургенческий р-н.

Узорные кошмы западных туркмен, как указывалось, орнаментированы с двух сторон, причем сохраняют строго традиционный узор, варьирующийся очень незначительно и чаще всего лишь в зависимости от величины изделия. Поле войлочного ковра обычно делится мастерицей на 6—10 клеток, по 3—5 с каждой стороны основной линии, делящей его по горизонтали. Рисунок — на лицевой стороне ковра и называется чаще всего «эше». Он состоит в каждой клетке из вихревой розетки в центре и рогообразных завихрений по углам, разделенных 3—4 столбиками. Орнамент изнаночной стороны образуется из рогообразных узоров и завитков и с первого взгляда воспринимается как самостоятельный, хотя композиционно един с узором на лицевой стороне и никогда не встречается отдельно. Обычно же для каждой группы туркмен характерны свои узоры войлочных ковров, причем нередко один и тот же элемент узора у разных групп туркмен имеет свою семантику, не всегда поддающуюся истолкованию, и свою любимую расцветку. Так, по словам мастерицы из села Джанахыр Кызыл-Арватского района Кумсагуль Байрамовой, иомуты не любят узора «гапыр- га» (ребро), широко распространенного у ата, так как он состоит из большого скопления желтого и белого цветов, в то время, как иомуты предпочитают красный и зеленый цвета. Любовь к красному проявляется и в том, что наиболее нарядными войлочными коврами, чаще других встречаемыми у иому- тов, считаются те, в которых фон выложен из шерсти красного цвета. Их называют обычно «нарынчы» (гранатовые).
В Каахка в 1969 году у мастерицы Амандурсун Пурлиевой наряду с традиционными узорами — «тумар», «гочок-келле» — нам встретились и такие, которые назывались «контур-гёль» и «самовар-гёль». Кошма с аналогичным узором в соседнем Тед- женском районе называлась «гочок». Мастерица Огульгозель Оразгельдыева из колхоза «Тазе ёл» Тедженского района, взяв за основу узор «буйныз», широко распространенный в соседнем Серахском районе у салоров, внесла ряд новых элементов в кайму, сделала центральную часть кошмы менее контрастной, тем самым уменьшив внимание к завиткам («буйныз») в центре поля. Белая полоса фона, образуемая двумя рядами узора и проходящая по горизонтали в центре ковра, стала от этого еще более яркой. Свой узор она назвала «канал гёль».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art