Художественные промыслы Латвии

Художественные промыслы Латвии
Винцевич В. Резекне Кисе П. Резекне Ваза и вазочка 1978

Художественные промыслы Латвии. Издавна, уже с I века н. э., здесь были известны художественная обработка металлов, дерева, керамика и ткачество. Художественные промыслы в различных районах Латвии развивались неравномерно, и это было связано со многими природными и историческими условиями.

Северо-западная часть Латвии — Курземе, исстари населенная древним народом — ливами, с XIII века часто переживала нашествия шведов и немцев. Но и на этих многострадальных землях развивалось художественное творчество народа.
Интерьеры жилищ были небогаты: простая деревянная мебель, скромно украшенная резьбой, шкафчики с росписью масляными красками, сундуки с металлическими накладками и цветочной росписью. Большое своеобразие жилищу придавали кованые изделия из черных металлов, прежде всего это были различного рода светильники. Металл искусно прорабатывался в изделии, его формы смотрятся строго и сдержанно, цвет темный, линии силуэта просты.
Керамика. Такой же скромной была и керамика. Горшки, миски, кувшины, кружки, трубки были почти без декора. Но их формы красивы, пластичны. Особенно интересны сосуды-«двойнята» — два соединенных боками небольших горшочка с одной верхней ручкой.
Их изготовляют и сегодня.

Художественные промыслы Латвии
Производственное объединение «Дайльраде» Министерства местной промышленности Латвийской ССР Рига Комбинат прикладного искусства «Максла» Художественного фонда Латвийской ССР Рига Юлите Э. Броши-подвесы, выполненные по национальным мотивам 1978

На юго-востоке Латвии находится Латгале. Латгалы — древние поселенцы латышской земли. Здесь, на этих территориях, было многолюдно, потому что и земля была получше, и жить было безопаснее. Но из-за многолюдности участки земли были крохотные. К началу XX века 80% населения составляли крестьяне, из которых две трети были безземельными. Широкого распространения достигли художественные ремесла. Металла было мало, и даже рукомои делали из глины. Промысла художественной обработки металла, по существу, не было, а вот гончарный процветал. Самым крупным центром изготовления керамики в Латгале был Силаяии. Занимались ею и в Андрупене, местечках Виляки н Лудзе.
Латгальская художественная керамика далеко выходит за пределы промысла местного значения. Она представляет собой уникальное явление и вошла в общесоюзный фонд художественных ценностей. Для этой керами ки характерны большое разнообразие форм, сочетание в одном изделии работы на гончарном круге и свободной ручной лепки. Формы изделий мягки, округлы, пластичны, поэтому они производят впечатление таких уютнодомашних. Декор изделий включает в себя гравировку поверхности, поливу, иногда надписи, лепнину ручек, волнистого мягкопластичного края, скульптурные изображения веселых птах и зверюшек. Иногда забавы ради сосуды делались и со свистком. Часто посуду украшали налепами не только рельефного, но и высокого горельефного характера. Такие лепные украшения на сосудах выполнены исключительно декоративно. Цвет был звучный, красивых сочетаний зеленого, желтого и золотисто-коричневого.
Керамический промысел Латгале имеет ярко выраженный народный характер. В изделиях, которые и теперь изготовляют тут в большом изобилии, практическая функция органично и естественно сочетается с декоративным праздничным оформлением. Эта посуда привносила в дом человека радость, а иногда и забаву. Бесполезных вещей не было, каждой вещи народный мастер придавал красоту и занимательность. Иногда эта посуда была попроще, а иногда — довольно трудоемкого изготовления, отличалась сложностью композиционного решения.

Художественные промыслы Латвии
Комбинат прикладного искусства « Максла» Художественного фонда Латвийской ССР Рига Мастера Визулес А. Лиепиньш В. Коробки для бытовых мелочей 1976—1979

Казалось бы, керамическое искусство мастеров Латгале всегда сохраняло мир светлых идеалов, в гармонию безоблачных образов не вторгалась драматическая нота. А ведь в это Е.ремя параллельно, рядом существовал устный народный фольклор, в котором именно в Латгале особую заостренность приобрела тема безвозвратности, отрицания всего светлого в жизни, всякой надежды. Особенного трагизма эти темы достигли в прощальных песнях невест — этом уникальном памятнике народного творчества. В этих песнях столько человеческой боли, что на керамических домашних изделиях птица уже не воспринимается только декоративным элементом, а все более и более настойчиво возникает ассоциация ее с птицей-девушкой.
Конечно, в декоративном, бытовом искусстве невозможно обнаружить драматические ноты. Прежде это искусство создавалось не столько для отражения, сколько для противовеса жизненным явлениям. Сегодня латгальская керамика — это замечательное латышское народное искусство — сохранила свой светлый чистый декоративный образ.
Художественная обработка дерева. Если в Курземе преимущественно развивалось кузнечное дело, а в Лат- гале — керамика, то в Земгале, южной части республики, традиционным художественным промыслом была обработка дерева.
Формы национальной мебели, домашней утвари и посуды были массивными, тяжеловесными. Традиционны до сегодняшнего времени и стулья с высокими резными деревянными спинками и мягкими плетеными сиденьями. С резными деревянными деталями изготовляли шкафы и кровати с ножками-колонками.
На протяжении очень длительного времени формы мебели и посуды не менялись. Помимо мебели и посуды, красивой и обильной резьбой украшались сани. Большое распространение с XIX века получило искусство украшать деревянные изделия выжиганием. С таким декоративным оформлением изготовляли многие предметы украшения жилища и стола. Деревянная посуда имела красивые простые формы и скромный декор.
Ткачество. В Видземе — другой культурно-исторической области Латвии — сформировались особенно мощные центры кустарного ткачества. В Яунпиебалге, Вецпиебалге, Рауне из льна и шерсти ткали превосходные ткани, которые пользовались по всей Латвии большим спросом. А вот привозные ткани, даже довольно краси вые, у жителей не имели успеха. В документах XIX века часто отмечается отсутствие спроса на фабричные привозные ткани, которые «не соответствуют вкусам местного населения». Консерватизм художественных пристрастий был своеобразной реакцией неприятия всего инородного, привнесенного, иноземного, и это имело свои положительные черты, так как позволило народному искусству сохранить традиции и национальное своеобразие. Любовное отношение к своему, понятному, близкому приводило к довольно медленной изменчивости традиционных форм декора произведений.

Художественные промыслы Латвии
Ушпелис А. Село Гейлиши, Прейльский район Подсвечник 1978

В домашних условиях ткали скатерти, половики, занавески, ткани для одежды, пояса. Ткачество к середине XIX века было довольно сложных техник: атласное, ремизное, саржевое. Попроще — полотняное. И все эти техники обогащались приемами втянутых петель, применением различной толщины ниток, вплетением бахромы. Ткани для юбок были двух видов — просто полосатые и узорно-полосатые. К концу XIX века техника ткачества еще более усложняется. Кроме узорных цветных тканей, много изготовлялось тонкого льняного отбеленного полотна с красивыми переплетениями геометрического орнамента. Из таких тканей делали нарядные скатерти и полотенца.
К концу XIX века в Видземе, так же как и в других областях Прибалтики, возрастают декоративность тканей, их цветность за счет применения химических красителей. Появляются узорные скатерти, настенные занавески, многоцветные фактурные покрывала со сложным рисунком. Начинают отдавать предпочтение растительным орнаментам. Распространяется жаккардовое ткачество, появляются различные сложные виды саржевого переплетения специфически латышских видов тканей, не известных в других республиках Прибалтики.
С 1880-х годов в латышском домашнем ткачестве рисунки становятся все более изощренными, а красочная гамма все интенсивнее.
Костюм. Национальный женский костюм состоит из рубахи белого полотна со стоячим небольшим воротничком, юбки, безрукавки и головного убора. Что касается оформления женской одежды, то в ней использовалась вышивка, но лишь оттеняющая детали одежды, исключительно скромная. Вообще вышивка не характерна для художественных промыслов Латвии. В вышивку нередко добавляют стеклярус. В Курземе имели широкое распространение вышитые бисером манжеты со строгими геометрическими рисунками черного, белого, серого и синего цветов. Юбка была клетчатая, чаще с преобладанием красного цвета, или полосатая. Безрукавка была в цвет юбке. Дополнением к костюму служила вязаная
шерстяная шаль с кистями. Шаль могла быть с металлическими подвесками. Самой отличительной характерной особенностью костюма является традиционное длинное, почти до полу, наплечное покрывало — «виллайне». Покрывало нередко переходило по наследству от матери к дочери и сохранило древние мотивы орнаментации.
В одном из погребений VHI века дошел до нас костюм девушки-латышки. Хорошо сохранилось наплечное шерстяное покрывало-виллайне, украшенное бронзовыми спиральками. Виллайне XIII—XV веков имели в украшениях розетоподобные оловянные пуговки, бусины и раковины далекого Индийского океана — каури. Современные виллайне могут быть белыми с красивой полосой декоративной отделки, вышивкой крупных геометрических орнаментов, клетчатые бело-красные, однотонные.

Художественные промыслы Латвии
Производственное объединение «Дайльраде» Министерства местной промышленности Латвийской ССР Рига Женское нагрудное украшение.

С конца XIX века покрывала выполняются в достаточно широкой гамме цвета, однако сближенных тонов, например, бордо с синим и темно-зеленым, темно-зеленый с черным и бордо.
Женский костюм обычно завершает платок или намитка, а у девушек традиционным является венчик из позумента или из металлических пластин, соединенных несколькими рядами металлических спиралек. Венчик из позумента украшался цветным стеклярусом, вышивкой шелком и шерстью белого, красного и желтого цветов. От металлической полосы наголовного венчика спускались по бокам длинные обильные подвески: спиральки, бубенчики, металлические пластинки, по форме напоминающие лезвия топориков. Бусы круглого крупного янтаря завершали костюм.
Во всей Латвии издревле был широко распространен художественный промысел вязания из шерсти. Высоким вкусом и своеобразием отличаются латышские ажурные шали. Они чаще бывают одноцветными, и если вводится второй цвет, то он, как правило, сочетается в красивой сдержанной гамме: серебристо-серый с белым, серый с красным. Более декоративно, но реже употребляемо сочетание красного и черного цветов. В других вязаных изделиях в отличие от эстонских, например, предпочтение также отдается одному цвету.
Ювелирное искусство. Еще от IV века дошли до нас женские украшения из бронзы с точечным и круглым
с точкой, глазковым, орнаментами. От несколько более позднего времени сохранились нашейные металлические гривны и перстни. В том погребении VIII века, о котором мы вспоминали, были украшения: спиралевидные перстни, манжетовидные широкие браслеты, наголовный венчик из полосы металла, подвески венчика с характерными бубенчиками, которые и сегодня носят девушки, спустя вот уже более тысячи лет. Можно представить себе облик той далекой, отделенной от нас многими веками девушки в длинном виллайне и бронзовых украшениях.
Чем были характерны те, традиционные ювелирные украшения, которые еще в начале XX века присутствовали в женском костюме? Из простого металла делали нагрудные крупные броши — сакты с сочной гравировкой и насечками, кроме того браслеты, перстни, налобньге украшения и подвески. Нередко металл обогащался цветными камнями, преимущественно красным сердоликом, янтарем или цветным стеклом. Наплечные сакты были конусовидной формы, очень крупного размера, но без камней. Эти наплечные сакты, или фибулы, как их называют, ведут свое происхождение в Латвии с очень давних времен. Наиболее интересными их прообразами являются крупные, так называемые арбалетообразные фибулы земгалов VI века. Они красивы своей массивностью, суровой простотой полированного металла, отсутствием декора. Лишь тонкая веревочка скани и гра- неность самой поверхности являются декоративным оформлением фибул.
В настоящее время народные мастера входят в объединение при Союзе художников Латвии. Этому объединению предоставлены возможности широкой творческой инициативы. Опыт работы в республике с народными мастерами заслуживает самого широкого распространения именно в наше время активных поисков наиболее оптимальной организационной системы. Объединение «Дайльраде» и комбинат «Максла» выпускают широкий ассортимент изделий народного искусства, пользующихся большим спросом и доброй репутацией. Тут следует прежде всего отдать должное великолепным вязаным изделиям, предметам ручного ткачества и изделиям из дерева и лозы. В этих произведениях сохраняются лучшие традиции народного искусства Латвии.

Художественные промыслы Латвии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art