Александр Николаевич Бенуа
И действительно, определить, кем же был этот гениальный человек, не просто: круг интересов Александра Бенуа очень широк. Он и художник, занимающийся станковой живописью, график и декоратор.
Детство
Александр Николаевич Бенуа появился на свет 3 мая 1870 года в Петербурге — городе, к которому на протяжении всей своей жизни питал «нежное и глубокое чувство». Причем в культ родного города были включены и его окрестности — Ораниенбаум, Павловск и главное — Петергоф. Позднее в своих мемуарах Бенуа напишет: «В Петергофе начался мой роман жизни» — в первый раз он попал в это «сказочное место», когда ему еще не было и месяца, и именно там впервые стал «осознавать» окружающее.
В доме, где рос маленький Шура, царила совершенно особая атмосфера. С детства Бенуа был окружен талантливыми, неординарными людьми. Его отец Николай Леонтьевич и брат Леонтий — были «блестящими мастерами архитектуры», оба окончили Академию художеств с золотой медалью, что, по словам самого Бенуа, было «редчайшим случаем в жизни Академии». Оба были «виртуозами рисунка и кисти». Свои чертежи они населяли сотнями человеческих фигурок, и ими можно было любоваться, как картинами.
Отец Бенуа участвовал в строительстве храма Христа Спасителя в Москве и Мариинского театра в Петербурге. Самым грандиозным его проектом считаются придворные конюшни в Петергофе. Брат Леонтий позднее занял должность ректора Академии художеств. Другой брат, Альберт, писал чудесные акварели, которые в 1880-х и 1890-х годах раскупались нарасхват. Выставки его картин посещала даже императорская чета, в Обществе акварелистов его поставили председателем, а в Академии ему дали вести класс акварели.
Рисовать Бенуа начал чуть ли не с пеленок. Сохранилось семейное предание
о том, что, получив в восемнадцатимесячном возрасте в руки карандаш, будущий художник захватил его пальцами именно так, как это считалось правильным. Родители, братья и сестры восхищались всем, что бы ни сделал их маленький Шура, и вечно хвалили его. В конце концов, в возрасте пяти лет Бенуа попробовал сделать копию с «Больсенской мессы» и испытал стыд и даже своего рода обиду на Рафаэля за то, что тот ему не дается.
Помимо Рафаэля — перед копиями огромных полотен в зале Академии мальчик прямо-таки цепенел, — были у маленького Бенуа еще два серьезных увлечения: папины путевые альбомы, в которых пейзажи чередовались с зарисовками молодцеватых военных, моряков, гондольеров, монахов всевозможных орденов, и, без сомнения, — театр. Что касается первых, разглядывание «папочкиных альбомов» было большим праздником как для мальчика, так и для отца. Каждую страницу Николай Леонтьевич сопровождал комментариями, и сын знал его истории во всех подробностях. Что же касается второго, то, по словам самого Бенуа, именно «страсть к театру» сыграла едва ли не важнейшую роль в его дальнейшем развитии.
Образование
В 1877 году Камилла Альбертовна, мать Бенуа, всерьез задумалась об образовании сына. А надо сказать, что к семилетнему возрасту этот любимчик домашних еще не умел ни читать, ни писать. Позднее Бенуа вспоминал о попытках близких научить его азбуке: о «кубиках-складушках» с рисунками и буквами. Картинки он складывал с охотой, а буквы его только раздражали, и мальчик не мог понять, почему М и А, поставленные рядом, образуются слог «МА».
Наконец мальчика отправили в детский сад. Как во всякой образцовой школе, там, помимо других предметов, преподавали и рисование, которое вел художник-передвижник Лемох.
Однако, как вспоминает сам Бенуа, из этих уроков он не почерпнул никакой пользы. Уже подростком Бенуа не раз встречался с Лемохом в доме своего брата Альберта и даже получал от бывшего учителя лестные отзывы в свой адрес. «Вам следовало бы серьезно заняться рисованием, у вас заметный талант», — говорил Лемох.
Из всех учебных заведений, которые посещал Бенуа, стоит отметить частную гимназию К. И. Мая (1885-1890-е годы), где произошло его знакомство с людьми, составившими позднее костяк «Мира искусства». Если же говорить о художественной профессиональной подготовке, то так называемого академического образования Бенуа не получил. В 1887 году, еще будучи гимназистом-семиклассником, он в течение четырех месяцев посещает вечерние классы Академии художеств. Разочаровавшись в методах преподавания — обучение кажется ему казенным и скучным, — Бенуа начинает заниматься живописью самостоятельно. Он берет уроки акварели у своего старшего брата Альберта, штудирует литературу по истории искусств, позднее копирует в Эрмитаже картины старых голландцев. После окончания гимназии Бенуа поступает на юридический факультет Петербургского университета. В 1890-х годах он начинает рисовать.
Ораниенбаум
Картина «Ораниенбаум» стала одним из первых произведений «русской серии» — здесь все дышит спокойствием и простотой, но при этом полотно притягивает взгляд.
Впервые вниманию публики работы Бенуа были представлены в 1893 году на выставке русского Общества акварелистов, председателем которого являлся его старший брат Альберт.
В 1890 году родители Бенуа, желая вознаградить сына за успешное окончание гимназии, предоставляют ему возможность отправиться в путешествие по Европе.
Из своего путешествия Бенуа привез более сотни фотографий картин, приобретенных в Берлинском, Нюрнбергском, Гейдельбергском музеях. Свои сокровища он наклеил в альбомы большого формата, и впоследствии по этим фотографиям учились Сомов, Нувель и Бакст, Лансере, Философов и Дягилев.
После окончания университета в 1894 году Бенуа
парке» — уходят тогда из рук коллекционера и долгое время хранятся в частных коллекциях.
Версальская серия
Под впечатлением поездки во Францию Бенуа в 1896-1898 годах создает цикл акварелей: «У бассейна Цереры», «Версаль», «Король прогуливается в любую погоду», «Маскарад при Людовике XIV» и другие.
совершает еще несколько поездок за границу. Он снова путешествует по Германии, а также посещает Италию и Францию. В 1895-1896 годах картины художника регулярно появляются на выставках Общества акварелистов.
М. Третьяков приобретает для своей галереи три картины: «Огород», «Кладбище» и «Замок». Однако лучшие работы Бенуа — картины из цикла «Прогулки короля Людовика XIV в Версальском», «Прогулка в саду Версаля».
С осени 1905-го до весны 1906 года Бенуа жил в Версале и мог наблюдать парк при любой погоде и в разное время суток. К этому периоду относятся натурные этюды маслом — небольшие картоны или дощечки, на которых Бенуа писал тот или иной уголок парка. Выполненное на основе натурных набросков акварелью и гуашью, это полотно Бенуа стилистически принципиально иное, чем фантазии раннего версальского цикла. Их краски богаче, пейзажные мотивы разнообразнее, композиции смелее.
«Версаль. Оранжерея»
Картины «версальской серии» экспонировались в Париже на знаменитой выставке русского искусства, а также в Петербурге и Москве на выставках Союза русских художников. Отзывы критики не были лестными, в частности отмечалось злоупотребление мотивами французского рококо, отсутствие новизны тематики и полемической заостренности.
Любовь к Петербургу
К образу любимого города художник обращается на протяжении большей части своего творческого пути. В начале 1900-х годов Бенуа создает серию акварельных рисунков, посвященную пригородам столицы, а также старому Петербургу. Эти эскизы были выполнены для Общины Святой Евгении при Красном Кресте и изданы в виде открыток. Сам Бенуа входил в редакционную комиссию общины и ратовал за то, чтобы почтовые карточки, помимо благотворительной, служили и культурной и просветительской цели.
Современники называли открытки общины художественной энциклопедией эпохи. Начиная с 1907 года почтовые карточки выпускались тиражом до 10 тысяч экземпляров, а наиболее успешные выдерживали несколько переизданий.
Вновь к образу Петербурга Бенуа возвращается во второй половине 1900-х годов. И снова художник пишет картины близкой его сердцу исторической тематики, в том числе «Парад при Павле I», «Петр I на прогулке в Летнем саду» и другие.
Композиция представляет собой своеобразную историческую инсценировку, передающую непосредственное ощущение минувшей эпохи. Подобно спектаклю в театре марионеток, разворачивается действо — марш солдат в мундирах прусского образца перед Михайловским замком и площадью Коннетабля. Облик императора перекликается с фигурой бронзового всадника, которая видна на фоне стены недостроенного замка.
А предыстория их создания такова. В начале 1900-х годов у российского книгоиздателя Иосифа Николаевича Кнебеля возникает замысел выпустить брошюры «Картины русской истории» в качестве школьного пособия. Кнебель делает ставку на высокое полиграфическое качество репродукций
(кстати, их размер практически соответствовал оригиналам) и привлекает к работе лучших современных художников, в том числе Бенуа.
Бенуа еще не раз в своем творчестве обратится к образу Петербурга и его пригородов. Видим мы его и на картине «Петр на прогулке в Летнем саду», где Петр в окружении свиты прогуливается по этому чудесному уголку построенного им города. Петербургские улицы и дома появятся на иллюстрациях к произведениям А. Пушкина, а «петербургские Версали» — на полотнах, написанных в период эмиграции, в том числе «Петергоф. Главный фонтан» и «Петергоф. Нижний фонтан у каскада».
На этом полотне художник мастерски изобразил величие фонтанов Петергофа и красоту парковых скульптур. Завораживающи струи бьющей в разные стороны воды и пленителен чудный летний день — все вокруг как бы пронизано лучами невидимого солнца.
С этой точки и написал свой пейзаж художник, верно определив его композицию и сделав акцент на изображении Нижнего парка в неразрывной связи с заливом, который воспринимается как продолжение всего ансамбля.
«Петергоф — русский Версаль», «Петр пожелал у себя устроить подобие Версаля» — эти фразы слышались постоянно в то время.
АРЛЕКИН
Нельзя обойти вниманием еще один персонаж, к которому Бенуа неоднократно обращается в 1900-х годах. Это Арлекин.
Хочется отметить, что маски комедии дель арте — типичные образы художественных произведений начала ХХ века. Если говорить о
Бенуа, то в период между 1901 и 1906 годами им создано несколько картин с подобными персонажами. На картинах перед зрителем разыгрывается представление: главные маски застыли на подмостках в пластичных позах, из-за кулис выглядывают второстепенные персонажи.
Возможно, обращение к маскам не только дань времени, так как представления с участием Арлекина, которые Бенуа довелось увидеть в середине 1870-х годов, можно отнести к одним из самых ярких его детских впечатлений.
БЕНУА В ТЕАТРЕ
В первое десятилетие ХХ века Бенуа удается воплотить в реальность свою детскую мечту: он становится театральным художником. Впрочем, сам он шутливо относит начало своей театральной деятельности к 1878 году.
Возвращаясь к 1900-м годам, стоит отметить, что первой работой художника на театральном поприще стал эскиз к опере А. С. Танеева «Месть амура». Хотя по-настоящему первой оперой, к постановке которой Бенуа созданы эскизы декораций, его подлинным театральным дебютом, следует считать «Гибель богов» Вагнера. Ее премьера, состоявшаяся в 1903 году на сцене Мариинского театра, прошла под овации зрительного зала.
Первым балетом Бенуа по праву считается «Павильон Армиды», хотя несколькими годами ранее он работал над эскизами декораций к одноактному балету Делиба «Сильвия», который так и не был поставлен. И здесь стоит вернуться к еще одному детскому увлечению художника — его балетомании.
По словам Бенуа, все началось с импровизаций его брата Альберта. Стоило двенадцатилетнему мальчику услышать бодрые и звучные аккорды, раздававшиеся из комнаты Альберта, как он, не в силах противостоять их призыву.
БАЛЕТОМАНИЯ И ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ
Музыку к балету художник предлагает написать мужу своей племянницы Н. Черепнину, ученику Римского-Корсакова. В том же 1903 году партитура к трехактному балету была завершена, и вскоре «Павильон Армиды» был предложен Мариинскому театру. Однако постановка его так и не состоялась. В 1906 году сюиту из балета слышит начинающий балетмейстер М. Фокин и в начале 1907 года на ее основе ставит одноактный учебный спектакль под названием «Оживший гобелен», в котором Нижинский исполняет роль раба Армиды. Бенуа приглашают на репетицию балета, и зрелище его буквально ошеломляет.
Вскоре было принято решение ставить «Павильон Армиды» на сцене Мариинского театра, но уже в новом варианте — один акт с тремя картинами — и с Анной Павловой в главной роли. Состоявшаяся 25 ноября 1907 года премьера проходит с огромным успехом, и солистов балета, в том числе Павлову с Нижинским, а также Бенуа и Черепнина вызывают на сцену на бис.
Бенуа не только пишет либретто, но и создает эскизы декораций и костюмов к постановке «Павильона Армиды». Художник и балетмейстер не устают восхищаться друг другом.
Можно сказать, что именно с «Павильона Армиды» начинается история «Русских балетных сезонов» Дягилева.
После триумфального успеха оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», показанной в Париже в 1908 году, Бенуа предлагает Дягилеву включить в следующий сезон и балетные постановки. Состоявшаяся 19 мая 1909 года в театре Шатле премьера «Павильона Армиды» имела ошеломительный успех. Парижане были поражены как роскошью костюмов и декораций, так и искусством танцоров. Так, в столичных газетах за 20 мая Вацлав Нижинский был назван «парящим ангелом» и «богом танца».
В дальнейшем для «Русских сезонов» Бенуа оформляет балеты «Сильфида», «Жизель», «Петрушка», «Соловей». С 1913 года и до самой эмиграции художник работает в различных театрах, в том числе в МХАТе (оформляет два спектакля по пьесам Мольера), в Академическом театре оперы и балета («Пиковая дама» П. И. Чайковского). После эмиграции во Францию художник сотрудничает с европейскими театрами, в том числе Гранд-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала.
«Ярмарка» и «Комната арапа».
Эскизы декораций к опере Игоря Стравинского «Петрушка»
Эскизы декораций к балету Игоря Стравинского «Петрушка» считаются одним из высших достижений Бенуа как театрального художника. В них ощущается близость выразительным средствам лубка и народной игрушки. Помимо декораций художник создает эскизы костюмов к балету — при этом тщательно изучая исторический материал, — а также принимает участие в написании либретто.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА
Немаловажное место в творчестве Бенуа, как, впрочем, и других мастеров «Мира искусства», занимает книжная графика. Его дебютом в области книги становится иллюстрация к «Пиковой даме», подготовленная для трехтомного юбилейного издания А. Пушкина. За ней последовали иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Гофмана, «Азбуке в картинках».
Надо сказать, что пушкинская тема является довлеющей в творчестве Бенуа как книжного графика. К произведениям Пушкина художник обращается на протяжении более чем 20 лет. В 1904, а затем в 1919 годах Бенуа выполняет рисунки к «Капитанской дочке». В 1905 и в 1911 годах внимание художника вновь приковано к «Пиковой даме». Но конечно, самым значимым из произведений Пушкина для Бенуа является «Медный всадник».
Художником выполнено несколько циклов иллюстраций к пушкинской поэме. В 18991904 годы Бенуа создает первый цикл, состоящий из 32 рисунков (включая заставки и концовки). В 1905 году, находясь в Версале, отрисовывает заново шесть иллюстраций и выполняет фронтиспис. В 1916 году начинает работу над третьим циклом, по сути, перерабатывает рисунки 1905 года, оставляя в неприкосновенности лишь фронтиспис. В 1921-1922 годах создает ряд иллюстраций, дополнивших цикл 1916 года.
Следует отметить, что с рисунков, выполненных тушью, в типографии изготавливались оттиски, которые Бенуа раскрашивал акварелью. Затем оттиски вновь поступали в типографию, и с них делали клише для цветной печати.
Иллюстрации первого цикла были опубликованы Сергеем Дягилевым в номере «Мира искусства» за 1904 год, хотя изначально предназначались для «Общества любителей изящных изданий». Второй цикл полностью так и не был напечатан; отдельные иллюстрации были размещены в различных изданиях 1909 и 1912 годов. Иллюстрации последнего цикла, вошедшие в издание «Медного всадника» 1923 года, стали классикой книжной графики.
в Немецкой слободе» Монс, дочери немецкого винодела. Живописец создал свое произведение на основании описаний, найденных в архивах Преображенского полка. Доподлинно известно, что известную куртизанку очень не любили в Москве, считая ее причиной ссылки царицы Евдокии и ссоры Петра с царевичем Алексеем, впоследствии казненным. По названию Немецкой слободы (Кукую) она получила одиозное прозвище — Кукуйская царица.
ЭМИГРАЦИЯ
Послереволюционные годы — тяжелый период для Бенуа. Голод, холод, разруха — все это никак не соответствует его представлениям о жизни. После ареста в 1921 году его старших братьев Леонтия и Михаила в душе художника прочно селится страх. По ночам Бенуа не может заснуть, он постоянно прислушивается к скрипу щеколды на калитке, к звуку шагов во дворе, и ему кажется, что вот-вот «явятся архаровцы: вот они направляются на этаж». Единственной отдушиной в это время является работа в Эрмитаже — в 1918 году Бенуа был избран заведующим Картинной галерей.
В начале 1920-х годов он не раз задумывается об эмиграции. Наконец в 1926 году выбор сделан, и Бенуа, отправившись в командировку от Эрмитажа в Париж, в Россию уже не возвращается.